Дело № 2-118/2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 20.02.2019 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н., с участием:
истца Соловьевой Л.В. и её представителя адвоката Гороховой Н.Л.,
представителя ответчика Ореховой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Масловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Соловьевой Л.В. , предъявленному к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).
ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика № в установлении пенсии истцу отказано по причине недостаточности требуемого специального стажа работы, составившего по подсчетам ответчика <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при требуемом стаже 25 лет. В специальный стаж работы истца ответчиком не зачтены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации, на которые истец направлялась во время работы в должностях <данные изъяты> Вичугской районной больницы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ, а всего <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.
31.01.2019 года Соловьева Л.В. обратилась в суд с иском, в котором сообщила, что специальный стаж её работы, необходимый для назначения досрочно страховой пенсии, превышает необходимые 25 лет, у неё имеется необходимый индивидуальный пенсионный коэффициент, просила включить указанные периоды в её специальный трудовой стаж, обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Соловьева Л.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, её представитель адвокат Горохова Н.Л. сообщила, что на курсы повышения квалификации Соловьева Л.В. направлялась в соответствии с приказами руководителя медицинского учреждения, повышение квалификации являлось её обязанностью. Во время курсов истец была занята в течение полного рабочего дня, ей выплачивалась среднемесячная заработная плата, от которой производилось отчисление страховых взносов. Просила включить указанные в иске периоды в специальный стаж истца и обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Орехова Л.А. в удовлетворении иска возражала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Из отзыва следует, что в период нахождения работника на курсах повышения квалификации, работнику выплачивается средняя заработная плата, тогда как во время работы выплачивается заработная плата в полном объёме, установленная за ставку (должностной оклад). В периоды нахождения на курсах повышения квалификации работником не выполняется в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию. Возможность включения в специальный трудовой стаж педагогических работников периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрена действующим законодательством. Находясь на курсах повышения квалификации, истец не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не подвергалась тем повышенным психофизическим нагрузкам, обусловленным характером профессиональной деятельности, то есть не приобретала право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Соловьевой Л.В. в системе государственного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ. В выписке из лицевого счета истца периоды нахождения её на курсах повышения квалификации указаны страхователем без кода льготных условий, то есть работодатель не относит указанные курсы к периодам, подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании частей 1 и 3 статьи 35 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2018 году страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. Соответствующий страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент у истца имеются, что ответчиком признается и указано в принятом в отношении Соловьевой Л.В. решении (л.д. 9-11).
Единственной причиной для отказа в назначении досрочно страховой пенсии явился недостаточный, по мнению ответчика, специальный стаж её работы, на что указано в обжалуемом истцом решении.
Во время направления на курсы повышения квалификации в периоды 2003 - 2018 годов истец работала в должности <данные изъяты> Вичугской районной больницы (с 06.02.1997 года МУЗ Вичугская районная больница, с 23.11.2011 года МБУЗ Вичугская районная больница,, с 01.01.2013 года ОБУЗ Вичугская районная больница, с 01.01.2014 года реорганизована в форме присоединения к ОБУЗ Вичугская центральная районная больница).
В отношении каждого из указанных в иске периодов работодателем Соловьевой Л.В. издались исследованные судом приказы о направлении её на курсы повышения квалификации и курсы усовершенствования. Согласно справке ОБУЗ Вичугская ЦРБ во всех случаях при направлении на курсы повышения квалификации за истцом сохранялась средняя заработная плата, от которой производились удержания и перечисления взносов на пенсионное страхование. Курсы повышения квалификации Соловьевой Л.В. были успешно пройдены, что подтверждается представленными ею свидетельствами и сертификатами.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Доводы ответчика о том, что на курсах истец не занималась лечебной деятельностью и не работала, не основаны на системном подходе к толкованию понятия «лечебная деятельность». Периодическое повышение квалификации медицинскими работниками является необходимым и связано с высокой степенью ответственности за результаты своего труда, по своим правовым последствиям приравнивается к работе без каких-либо исключений.
Курсы повышения квалификации истцом были успешно пройдены, их расписание и режим от неё не зависели, следовательно, пропусков занятий она не имела, поэтому доводы представителя ответчика о том, что, находясь на курсах, истец не была занята в течение полного рабочего дня, не могут служить основанием для отказа в иске
То обстоятельство, что работодателем Соловьевой Л.В. ответчику были представлены сведения о периодах нахождения её на курсах повышения квалификации без кода льготных условий, не может служить безусловным основанием для отказа для включения этих периодов в специальный стаж. Работодатель, в отличие от ответчика и суда, не наделен правом оценки пенсионных прав своих работников.
Поскольку курсы повышения квалификации являются составной частью работы, возможность их включения в специальный трудовой стаж прямо предусмотрена Законом. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не содержат запрета на включение указанных курсов в специальный трудовой стаж.
Время нахождения истца на курсах повышения квалификации, всего <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, следует включить в её специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии, её специальный трудовой стаж, по подсчетам ответчика, составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Судом установлено, что в этот стаж следует включить дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, поэтому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца превышал 25 лет.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. На момент обращения к ответчику истцом выработан необходимый специальный стаж, поэтому следует признать её право на досрочное назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить эту пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Соловьевой Л.В. удовлетворить. Признать право Соловьевой Л.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области зачесть в специальный стаж Соловьевой Л.В. , дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ, а всего <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, и назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде (20.02.2019 года).
Судья В.Н. Беззубов.