дело № 2-167/2020
21RS0007-01-2020-000119-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Козловка ЧР. 14 мая 2020 года.
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьева В.Г.,
при секретаре Шошориной С.К., с участием
истицы - Павловой Л.В.
представителя ответчика - ГУ - УПФР в Козловском районе Чувашской Республике- Чувашии (межрайонное) Моисеевой И.П., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Павловой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда России в Козловском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о возложении обязанности включить спорные периоды работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии к страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Павлова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда России в Козловском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) (далее по тексту – УПФР).
Исковые требования Павловой Л.В. мотивированы тем, что истец обратилась в УПФР с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (заявление зарегистрировано под <число> от 20.01.2020). Решением ответчика от 22 января 2020 года <число> по предоставленным и имеющимся в пенсионном деле документам было отказано в удовлетворении заявления, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. При этом ответчик стаж работы истца в сельском хозяйстве определил 2 года 7 месяцев 10 дней, но не включил для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии работу в сельском хозяйстве периоды работы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда, с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по настоящее время в должности ведущего ветеринарного врача по причине того, что отсутствуют документы, подтверждающие занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных. Считает данный отказ неправомерным и нарушающим её законное право на установление повышенной выплаты и перерасчёт страховой пенсии, поскольку проработала более 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Ссылаясь на нормы законодательства, просит суд возложить обязанность на УПРФ включить периоды работы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда, с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по настоящее время в должности ведущего ветеринарного врача в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, признать за ней право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 14 ст. 17 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В ходе рассмотрения дела истица Павлова Л.В. уточнила свои требования, в окончательном редакции искового заявления просит суд возложить обязанность на УПРФ включить периоды работы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда, с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ведущего ветеринарного врача в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истица Павлова Л.В. заявленные уточненные исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Ответчик - представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеева И.П., ранее просившая в удовлетворении первоначального иска Павловой Л.В. отказать с учетом ее проживания не в сельской местности, и отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве, после уточнения исковых требований, представления сведений о проживании истицы в сельской местности, решение вопроса о включении спорных периодов работы в стаж истицы, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, БУ ЧР «Урмарская районная СББЖ» Госветслужбы Чувашии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, в том числе с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, признавая достаточной их совокупность для разрешения настоящего спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Материалами дела установлено, что истица Павлова Л.В., <дата> года рождения, уроженка <адрес> Чувашской АССР и жительница д. <адрес> ЧР, <адрес>, является получателем страховой пенсии по старости.
Из трудовой книжки Павловой (Долговой) Л.В. от <дата>, сер. АТ-II, <число>, видно, что она в спорные периоды действительно работала в указанных в иске должностях, а именно: в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда; с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптеки райветстанции; в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по настоящее время в должности ветеринарного врача.
Указанные факты никем не оспаривается, подтверждается документами, представленными стороной истца.
Изучением паспорта истцы сер. 9705 <число>, выданного ОВД Урмарского района Чувашской Республики <дата>, так же установлено, что Павлова Л.В., <дата> года рождения, уроженка <адрес> Чувашской АССР, зарегистрирована по месту жительства по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Из решения УПФР от 22 января 20120 года <число>, видно, что в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона от 28.12.2013 лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона от 28.12.2013, на весь период их проживания в сельской местности.
Для установления и выплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2019 года № 805 «О внесении изменений в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и № 1441 утверждены следующие нормативно - правовые акты:
- Список работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение;
- Правила исчисления периодов соответствующей работы;
- Правила установления и выплаты повышения.
В утвержденном Правительством РФ Списке предусмотрены такие разделы как:
- растениеводство,
- животноводство,
- рыбоводство,
- работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г.
Работа в указанных отраслях сельскохозяйственного производства может быть засчитана в стаж при условии занятости в соответствующих профессиях и должностях, поименованных Списком (здесь поименованы агрономы, бахчеводы, бригадиры, машинисты, трактористы, ветеринары, доярки, зоотехники, рыбоводы, рабочие всех наименований и другие профессии). Всего в Списке содержится более 500 наименований сельскохозяйственных профессий, должностей и специальностей. Исключение установлено для периодов работы в сельскохозяйственных организациях до 1 января 1992 года на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР). Любая работа в указанный период засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Отмечено, что в Списке (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 805) в разделе «Животноводство» к числу наименований работ и производств сельского хозяйства отнесено ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции. Данным разделом Списка предусмотрены заведующий ветеринарной клиники, заведующий лечебницей, заведующий ветеринарной лабораторией, заведующий производственной лабораторией, заведующий ветеринарной станцией, заведующий ветеринарным пунктом, заведующий ветеринарным участком, заведующий ветеринарной аптекой и других организаций и структурных подразделений, занятых ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем, согласно Типовому положению о городской (в городах областного, краевого и республиканского подчинения) станции по борьбе с болезнями животных, утвержденному Министерством сельского хозяйства СССР от 20 мая 1985 года, к функциям ветеринарной станции относились ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных, так и надзорные функции, а так же экспертиза мяса, мясопродуктов, молока, молочных и других продуктов на рынках.
Поскольку станции по борьбе с болезнями животных на территориях всех субъектов Российской Федерации создавались на основе данного Типового положения, то к их функциям относилась также деятельность, не связанная с ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
В этой связи право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве может быть предоставлено ветеринарным работникам организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство, если в распоряжение территориального органа ПФР поступят документы, из которых усматривается и подтверждается занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных.
На основании вышеизложенного, период работы в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда; с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптеки райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по настоящее время в должности ветеринарного врача включить в стаж для повышения фиксированной выплаты не представляется возможным, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных.
Общий стаж работы в сельском хозяйстве составил 2 года 7 месяцев 10 дней.
Согласно заявлению от 20.01.2020 <число> Павлова Л.В. работает и проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Принято решение: отказать Павловой Л.В. в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона от 28.12.2013 ввиду осуществления трудовой деятельности, проживания в местности не относящейся к сельской и отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно ч. 16 ст. 17 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В указанном Списке работ, предусмотрены такие разделы как: растениеводство, животноводство, рыбоводство, работа в указанных отраслях сельскохозяйственного производства может быть засчитана в стаж при условии занятости в соответствующих профессиях и должностях, поименованных Списком (здесь поименованы агрономы, бахчеводы, бригадиры, машинисты, трактористы, ветеринары, доярки, зоотехники, рыбоводы, рабочие всех наименований и другие профессии). Всего в Списке содержится более 500 наименований сельскохозяйственных профессий, должностей и специальностей.
Согласно вышеуказанному списку, в разделе «Животноводство» поименована должность «ветеринарный фельдшер», «заведующий ветеринарной аптекой», «ветеринарный врач». Однако должность «начальник дезинфекционного отряда» в данном списке - отсутствует.
Согласно исторической справке начальника БУ ЧР «Урмарская районная СББЖ» Госветслужбы Чувашии Александрова В.М., от 25.03.2020 года, Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 16 января 1964 г. № 16 «Об улучшении ветеринарного дела и усилении государственного ветеринарного контроля в Чувашской АССР» на базе районных ветеринарных лечебниц укрупненных административных районов организовано 9 станций по борьбе с болезнями животных (с ветеринарной лечебницей, дезинфекционным и противоэпизоотическими отрядами), в их числе Урмарская станция по борьбе с болезнями животных при производственном колхозно-совхозном управлении. Все ветеринарные участки, пункты и дезотряд, находившиеся в подчинении Урамрской районной ветеринарной лечебницы со своими штатами были переданы в распоряжение Урмарской станции по борьбе с болезнями животных. Постановлением Главы администрации Урмарского района Чувашской Республики от 3 сентября 1998 г. (регистрационный <число>), было зарегистрировано Федеральное государственное учреждение «Урмарская станция по борьбе с болезнями животных», которое впоследствии было переименовано в Государственное учреждение Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных (ГУ Урмарская рай СББЖ). Согласно постановления Кабинета Чувашской Республики <число> от 14 сентября 2011 года Государственное учреждение «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» Государственной ветеринарной службы Чувашкой Республики была переименована как бюджетное учреждение Чувашской Республики «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» Государственной ветеринарной службы Чувашкой Республики.
Изучением Типового положением о районной ветеринарной станции (станции по борьбе с болезнями животных), утвержденным Минсельхозом СССР 20.05.1971, районная ветеринарная станция (станция по борьбе с болезнями животных) являлась центральным учреждением государственной ветеринарии в районе. Станция имела в своем составе ветеринарную лечебницу, противоэпизоотический и дезинфекционный отряды в соответствии с типовыми штатами, утвержденными в установленном порядке.
Основными задачами районной ветеринарной станции являлось: организация ветеринарной службы в районе; организация и проведение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья животных, его ветеринарно-санитарное благополучие, создание здоровых стад, а также повышение продуктивности животных и увеличение производства продуктов животноводства в колхозах, совхозах (включая специализированные комплексы) и других хозяйствах и организациях района; охрана населения от болезней, передающихся от животных человеку.
В ведении районной ветеринарной станции находились участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты и другие учреждения, финансируемые на средства, выделяемые станции для их содержания.
Таким образом, из данного Типового положения следует, что специалистами ветстанции работа по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных проводилась, в том числе, непосредственно в колхозах, совхозах.
Из Устава бюджетного учреждения ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, утвержденного приказом Госветслужбы Чувашии от 01.11.2011 г. № 143, видно, что целью деятельности данного Бюджетного учреждения, является ветеринарная деятельность, направленная на предупреждение болезней животных, включая сельскохозяйственных, и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. То есть специалистами БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики так же ведется работа по ветеринарному обслуживанию, в том числе сельскохозяйственных животных на сельхозпредприятиях Урмаского района.
Учитывая изложенное, суд считает возможным отнести периоды работы Павловой Л.В. с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; с <дата> по <дата> в должности ветврача - заведующей ветеринарной аптекой; с <дата> по 31.12. 2019 г. в должности ведущего ветеринарного врача, к работе в сельском хозяйстве в отрасли «Животноводство».
Однако суд не находит оснований для включения в сельский стаж истицы периода работы с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда, поскольку как указано выше списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, должность «начальник дезотряда» не предусмотрена.
Доказательств того, что должность «начальник дезотряда» в трудовой книжке Павловой Л.В. была поименована ошибочно и фактически она исполняла обязанности по другой должности, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для включения в стаж, дающий право на повышение пенсии, периода работы в должности начальника дезотряда станции по борьбе с болезнями животных.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Павловой Л.В. подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на УПРФ включить период работы истицы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача-заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ведущего ветеринарного врача в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В остальной части уточненные исковые требования Павловой Л.В. удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.196 ГПК РФ суд выносит решение по заявленным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненное исковое заявление Павловой Л.В. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в стаж Павловой Л.В. дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды ее работы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности ветфельдшера райветстанции, с <дата> по <дата> в должности заведующей аптекой райветстанции; период работы в ГУ «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по <дата> в должности ветврача -заведующей ветеринарной аптекой; период работы в БУ ЧР «Урмарская районная станция по борьбе с болезнями животных» с <дата> по 31.12. 2019 г. в должности ведущего ветеринарного врача.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) - включить в стаж Павловой Л.В. дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период ее работы в Урмарской районной станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности начальника дезотряда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья В.Г. Порфирьев