Дело № 2-245/2024
УИД 16RS0041-01-2024-000054-14
Учёт 2.171
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Загировой А.Р., с участием ответчика Машарипова Х.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах к индивидуальному предпринимателю Машарипову ФИО о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий и их прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Машарипову Х.С. о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий и их прекращении, в обоснование иска указав, что в отношении индивидуального предпринимателя Машарипова Х.С. на основании статьи 74 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет <данные изъяты> было проведено мероприятие – наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 81, пункт 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 часов 00 минут до 09 часов 30 минут территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовских районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты> При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу <данные изъяты> в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Машарипова Х.С. установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресам: <адрес>; <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ИП Машарипов Х.С. вывел из оборота товар (Остатки. Обувь. Мужская. Произведен в РФ) с кодом идентификации №, по адресу расчета: <адрес> (чек на реализацию №: № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>). При анализе вкладок «Документы», «События» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в 08<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), допустил факты повторного выведения из оборота товара с указанным кодом идентификации № путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ИП Машарипов Х.С. вывел об оборота товар (Остатки. Обувь. Мужская. Произведен РФ) с кодом идентификации № по адресу расчета: <адрес> (чек на реализацию: № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>). При анализе вкладок «Документы», «События» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), допустил факты повторного выведения из оборота товара с указанным кодом идентификации №) путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н. Также ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, <адрес>х проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет: <данные изъяты> При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу: <данные изъяты> на основании задания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовских районах ФИО о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ИП Машарипова Х.С. установлены факты повторной продажи товаров у одного продавца с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>; <адрес>. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) ИП ФИО ДД.ММ.ГГГГ объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 81, пункта 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также предостережение от ДД.ММ.ГГГГ № направлено по электронной почте в адрес ИП Машарипова Х.С., возражение на него в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) не поступило. В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак». Фактически, в действиях Машарипова Х.С. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот. Действия ИП Машарипова Х.С. образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства Российской Федерации № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023 году запрещено. Таким образом, ответчик в течение длительного времени осуществлял продажу товара с нарушением обязательных требований, и учитывая то обстоятельство, что ответчик продолжает свои противоправные действия, тем самым создает опасность причинения вреда правам граждан.
С учетом изложенного, истец просит суд признать действия индивидуального предпринимателя Машарипова Х.С., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на индивидуального предпринимателя Машарипова Х.С. обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; обязать индивидуального предпринимателя Машарипова Х.С. в десятидневный срок с момента принятия судом решения довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель истца территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении в отсутствие, исковые требования поддержал.
Ответчик Машарипов Х.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Суд, выслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 5, 16 статьи 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 515 (далее Правила N 515) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
По пункту 26 Правил N 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
Исходя из пункта 2 Правил N 515 вывод товара из оборота - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; "код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
Согласно пункту 10 Правил N 515, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Обязательная маркировка обувных товаров установлена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" с целью снижения оборота контрафактной продукции.
Согласно пункту 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 860 (далее Правила N 860), "вывод обувных товаров из оборота" означает реализация (продажа) или иная передача маркированных обувных товаров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на обувные товары, в том числе розничная реализация (продажа), безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; под "кодом идентификации" понимается последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации обувных товаров, в том числе в потребительской упаковке; "маркировка обувных товаров средствами идентификации" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации обувных товаров на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров.
В силу пункта 3 Правил N 860 обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров, в процессе оборота обувных товаров - при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации.
При этом информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров (пункт 43 Правил N 860).
Пунктом 74 Правил N 860 закреплено, что участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу обувных товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте обувных товаров, если операция осуществляется между участниками оборота обувных товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота обувных товаров с использованием контрольно-кассовой техники или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации, за исключением участников оборота обувных товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу маркированных обувных товаров или возврат в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота обувных товаров или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота обувных товаров или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.
Исходя из пунктов 81 - 85 Правил N 860 в случае возврата обувных товаров, ранее выведенных из оборота путем продажи по образцам или дистанционным способом, на склад хранения участника оборота обувных товаров участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов. В случае возврата обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга в соответствии с пунктами 76 - 79 настоящих Правил и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов.
Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота. Повторные продажи могут возникать, в частности в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о "выводе из оборота" экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара свидетельствует, что ответчик реализует товары с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Судом установлено, что ИП Машарипов Х.С. является действующим индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 41-42).
В отношении ИП Машарипова Х.С. на основании статьи 74 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет <данные изъяты> было проведено мероприятие-наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 515, пунктами 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860 (л.д. 14-15).
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены факты повторной продажи у одного продавца по адресам: <адрес>; <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ ИП Машарипов Х.С. вывел из оборота товар (Остатки. Обувь. Мужская. Произведен в РФ) с кодом идентификации №, по адресу расчета: <адрес> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>).
При анализе вкладок «Документы», «События» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ 17:53), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), ИП Машарипов Х.С. допустил факты повторного выведения из оборота товара с указанным кодом идентификации № путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ИП Машарипов Х.С. вывел об оборота товар (Остатки. Обувь. Мужская. Произведен РФ) с кодом идентификации №, по адресу расчета: <адрес> (чек на реализацию: № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>).
При анализе вкладок «Документы», «События» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), допустил факты повторного выведения из оборота товара с указанным кодом идентификации № путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>.
Вышеуказанные факты нарушают пункт 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 515; пункты 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) ИП Машарипову Х.С. ДД.ММ.ГГГГ объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 81, пункта 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также ДД.ММ.ГГГГ предостережение от ДД.ММ.ГГГГ № направлено по электронной почте в адрес ИП Машарипова Х.С., возражение на него в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) не поступило.
Также ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовских районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет: <данные изъяты>
При анализе информации, размещенной в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу: <данные изъяты> на основании задания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовских районах ФИО о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ИП Машарипова Х.С. установлены факты повторной продажи товаров у одного продавца с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>; <адрес>.
Вышеуказанные факты нарушают пункт 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 515; пункты 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) ИП Машарипову Х.С. ДД.ММ.ГГГГ объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 81, пункта 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также предостережение от ДД.ММ.ГГГГ № направлено по электронной почте в адрес ИП Машарипова Х.С., возражение на него в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) не поступило.
ИП Машарипов Х.С. продолжает нарушать обязательные требования, предусмотренные пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 515; пунктами 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Фактически, в действиях ИП Машарипова Х.С. ГИС МТ "Честный знак" систематически выявляет отклонения.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ "Честный знак", указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.
В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ "Честный знак".
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно действия по продаже товаров с повторно сформированным кодом маркировки являются противоправными.
Поскольку действия ответчика по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, признаны противоправными, суд, разрешая вопрос о прекращении соответствующих действий, исходит из того, что отсутствие маркировки на каждом из товаров существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создает угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца по возложению на ответчика обязанности не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата а оборот также подлежат удовлетворению, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что до настоящего времени им пресечены и прекращены нарушения прав неопределенного круга лиц потребителей при продаже товаров без маркировки средствами идентификации.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах к индивидуальному предпринимателю Машарипову ФИО о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий и их прекращении, удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Машарипова ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП №, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Возложить на индивидуального предпринимателя Машарипова ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП №, обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Обязать индивидуального предпринимателя Машарипова ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП №, в десятидневный срок с момента принятия судом решения довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Взыскать с Машарипова ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись Иванова С.В.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-245/2024, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.