Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-886/2024 ~ М-3549/2023 от 06.12.2023

22RS0066-01-2023-004781-56

Дело № 2-886/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» мая 2024 года г.Барнаул

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Этвеш К.Н.

при секретаре Герман Д.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромитиной Н.В. к ООО «ЭКОСОЮЗ» о признании услуги по вывозу твердых коммунальных отходов некачественной,

УСТАНОВИЛ:

в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к ООО «ЭКОСОЮЗ» обратилась Костромитина Н.В., которая просила признать услугу по вывозу твердых коммунальных отходов оказанной ООО «ЭКОСОЮЗ» некачественной; освободить ее от оплаты задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование иска указывалось, что Костромитина Н.В. проживает по адресу: <адрес>. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с. Курочкино, является ООО «ЭКОСОЮЗ».

Региональным оператором выставлена задолженность за оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, вместе с тем, бак накопления мусора расположен на расстоянии более 100 м. от дома по адресу <адрес>.

Указанное расположение площадки накопления твердых коммунальных отходов является нарушением и. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", согласно которому, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров, до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.    

Исходя из вышесказанного, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами Костромитиной Н.В. не оказана, в связи с чем, выставленная задолженность за оказание данной услуги считается незаконной.

В судебном заседании истец Костромитина Н.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ООО «ЭКОСОЮЗ» Костюк А.С. возражала против удовлетворения иска, поскольку ответчиком надлежащим образом оказывается услуга по вывозу твердых коммунальных отходов, при этом размещение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории населенного пункта отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Представители третьих лиц – администрации Тальменского района Алтайского края, администрации Курочкинского сельсовета Тальменского района Алтайского края, ООО «Гринсити», надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Костромитина Н.В. проживает по адресу: <адрес>. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с. Курочкино, является ООО «ЭКОСОЮЗ».

Твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В соответствии с положениями ч. 1 и 4 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ ООО «ЭКОСОЮЗ» присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона его деятельности - Барнаульская зона Алтайского края - на основании конкурсного отбора, проведённого Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ООО «ЭКОСОЮЗ» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Барнаульской зоны Алтайского края (далее - Соглашение). Соглашение размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официатьном сайте Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского и на официальном сайте ООО «ЭКОСОЮЗ».

Пунктом 1.3 Соглашения установлено, что зоной деятельности Регионального оператора является территория Барнаульской зоны Алтайского края в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края. В силу п. 7.1 Соглашения, региональный оператор приступил к исполнению обязательств в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. В соответствии с п. 5 данной статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).

Таким образом, оказание услуги по обращению с ТКО и начисление платы за услугу по обращению с ТКО на территории Барнаульской зоны Алтайского края производится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ответчиком как Региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе, на основании сведений, переданных предыдущим региональным оператором по обращению с ТКО, оказывающим услуги по обращению с ТКО на территории Барнаульской зоны Алтайского края, - АО «ЭКО- Комплекс». Публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на основании типового договора, форма которого утверждена Правительством РФ, и с учетом сведений, переданных предыдущим региональным оператором.

На основании сведений, переданных предыдущим региональным оператором АО «ЭКО-Комплекс», в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет на ответственного собственника Костромитину Н.Н., начисления производятся из расчета на 5 человек.

Задолженность, образовавшаяся за период с июня 2021 по март 2023, в размере 6 611,09 руб. оплачена Костромитиной Н.В. в апреле 2023 года, что следует из копии финансового лицевого счета.

В настоящее время задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО составляет 3 695,07 руб.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичные положения содержит Жилищный кодекс РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, каждый собственник жилого дома или части жилого дома, в результате деятельности которого образуется ТКО, обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Каких-либо исключений для отказа от заключения договора отдельных категорий граждан законодательство не содержит.

В соответствии с и. 8( 17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил № 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил № 1156. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом, отсутствие письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО не является основанием для освобождения потребителя от обязанности обеспечивать обращение с ТКО и оплаты коммунальной услуги «Обращение с ТКО».

Ввиду того, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено Ответчиком на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ и в газете Алтайская правда от ДД.ММ.ГГГГ (30460), а Истец не обратился к Ответчику до ДД.ММ.ГГГГ с заявкой на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО, договор с ней считается заключенным на условиях типового договора, форма которого утверждена Правительством РФ в Правилах на основании информации, предоставленной Региональному оператору от АО «ЭКО-Комплекс».

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Более того, согласно комплексу положений, содержащихся в Правилах , бремя содержания контейнерных площадок, а также определение мест сбора ТКО, установки контейнеров несут органы местного самоуправления, если иное не установлено законодательством РФ. Это значит, что выбор способа вывоза ТКО, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в т.ч. информирование жителей об оказании услуги по обращению с ТКО, является обязанностью органов местного самоуправления, а не Регионального оператора. В соответствии с п. 13 Правил Региональный оператор по обращению с ТКО несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и отмены некоторых правовых актов» определен тарный способ сбора ТКО, утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - Реестр) на территории Тальменского района Алтайского края, в т.ч. с. Курочкино. Реестр размещен на официальном сайте Администрации Тальменского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно Реестру (пункт 96), место (площадка) накопления ТКО для потребителей, проживающий по адресу: <адрес>, дома с по , с. Курочкино, расположена по адресу: возле дома по <адрес>, с. Курочкино.

Таким образом, органы местного самоуправления определили для Истца место (площадку) накопления ТКО по адресу: возле дома по <адрес>

По информации, предоставленной администрацией Тальменского района примерное расстояние от дома Костромитиной Н.В. до контейнера составляет 800 м.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9,13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (п. 2 ст. 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.

Из вышеизложенного следует, что установление определенного размера тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО зависит от объемов ТКО, отраженных в территориальной схеме обращения с ТКО. Территориальная схема обращения с отходами, в соответствии с п. 2 ст. 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Приказом Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края» утверждена Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, а также ее электронная модель. Территориальная схема размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минприроды Алтайского    края.

Ввиду того, что с. Курочкино включено в территориальную схему обращения с ТКО (пункт 288 Приложения 9.2 Территориальной схемы), объем отходов, производимых Истцом и потребителями по адресу: <адрес>, также учитывается в установлении тарифов на услуги Ответчика, что дополнительно свидетельствует об оказании ООО «ЭКОСОЮЗ» услуги по обращению с ТКО. Иное бы создавало ситуацию непрозрачности движения отходов, что препятствовало обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.

Исходя из всего вышеизложенного, Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет возможность получать коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую Ответчиком. В связи с положениями законодательства РФ отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Истец не могла в связи с положениями законодательства РФ. Начисление и размер платы за оказанную услугу происходит на основании Правил и Правил , утвержденных Правительством РФ, и данных о количестве собственников дома, полученных Ответчиком от предыдущего регионального оператора. Заявлений о корректировке количества проживающих от потребителей, проживающих по адресу: <адрес>. в т.ч. от Истца, не поступало, что свидетельствует о том, что начисление услуги на 5 человек является корректным на сегодняшний день.

При этом количество проживающих подтверждено справкой администрации Курочкинского сельсовета Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного доводы истца об удаленности от места ее проживания контейнерной площадки, что, свидетельствует, по мнению истца, о некачественном оказании услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказанной ООО «ЭКОСОЮЗ» и, как следствие, является основанием для освобождения ее от оплаты задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судом во внимание не принимаются, поскольку что территориальная удаленность мест сбора ТКО не может достоверно свидетельствовать о ненадлежащем качестве оказания ответчиком коммунальных услуг по вывозу ТКО, поскольку к полномочиям ответчика выбор места накопления ТКО не относится.

Аналогичная правовая позиция изложена в
Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 N 88-16515/2023.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Костромитиной Н.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Костромитиной Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.Н. Этвеш

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-886/2024 ~ М-3549/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костромитина Наталья Викторовна
Ответчики
ООО ЭКОСОЮЗ
Другие
Администрация Курочкинского сельсовета Тальменского района Алтайского края
ООО «Гринсити»
Администрация Тальменского района Алтайского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Этвеш Константин Николаевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--alt.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.02.2024Предварительное судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Дело оформлено
19.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее