Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2023 ~ М-9/2023 от 09.01.2023

                                                             Гражданское дело №2-113/2023

                                                                 24RS0050-01-2023-000010-35

Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 г.                                                                с. Сухобузимское

Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Белобородовой Е.В.,

при секретаре Шейфер В.В.,

с участием помощника прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшина О.В., действующего по поручению заместителя Красноярского природоохранного прокурора;

представителя ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края Московой Ю.Я., действующей на основании доверенности от 20.01.2023;

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Зенкиной И.С., действующей на основании доверенности от 22.01.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Сухобузимского района Красноярского края о возложении обязанностей,

                                     У С Т А Н О В И Л:

    Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сухобузимского района Красноярского края о возложении обязанностей. Требования иска мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Сухобузимского района Красноярского края законодательства в сфере обращения с отходами и земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале в 300 метрах северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером зафиксировано несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов (далее ТКО) поверх плодородного слоя почвы, а также скопление сточных вод. В ходе лабораторных исследований установлено превышение по содержанию серы валовой, свинца, а также установлены опасная чрезвычайно опасная степени микробиологического загрязнения почвы. Указанный земельный участок не предназначен для размещения отходов, не является площадкой для временного накопления отходов производства потребления. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. Установленные нарушения привели к снижению природно-хозяйственной ценности земель, ухудшению эколого-токсикологического состояния, химическому загрязнению плодородного слоя почвы, а также к причинению почвам вреда в результате загрязнения на общую сумму 189 880 460 рублей. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благополучную окружающую среду. По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации Сухобузимского района Красноярского края Красноярской природоохранной прокуратурой 21.06.2022 внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в ответе на которое администрация сообщила, что ведется работа по поиску организации по уборке указанной в представлении свалки и последующей рекультивации, перекрыты подъездные пути к несанкционированной свалке, однако до настоящего времени свалка не ликвидирована. Невыполнение администрацией Сухобузимского района Красноярского края требований земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую обстановку на территории Сухобузимского района.

В последующем Красноярским природоохранным прокурором уточнены исковые требования, согласно которым несанкционированная свалка отходов размещена на земельном участке в Сухобузимском районе Красноярского края в кадастровом квартале в 300 м северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером при движении в северо-восточном направлении, фотосъемкой и координатами GPS навигатора зафиксировано складирование твердых бытовых отходов в границах координат: на площади 1.88 га., указанное подтверждается актом специалиста Управления Россельхознадзора по краю, принимавшего участие в проверке и план-схемой к данному акту. Кроме того, проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером . При движении в восточном направлении по полевой дороге, фотосъемкой и координатами GPS навигатора зафиксирован очаг №1 размещения твердых отходов в границах координат: . твердые бытовые отходы (полиэтиленовая пленка, пластиковые бутылки, хозяйственные перчатки, обломки оконных рам, растительные остатки (картофельная ботва, ветки деревьев)), строительного мусора (обломков шифера, остатки раствора бетона). Твердые отходы на земельном участке располагаются поверх плодородного слоя хаотично, кучами и размещены в буртах на площади 0,06 га. Под воздействием внешних факторов ТКО изменили первоначальные цвета и форму. Далее, двигаясь к восточной границе земельного участка с кадастровым номером фотосъемкой и координатами GPS навигатора зафиксирован очаг №2 несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в границах координат: Твердые отходы (полиэтиленовая пленка, пластиковые бутылки, хозяйственные перчатки обломки оконных рам, растительные остатки (картофельная ботва, ветки деревьев)), строительный мусор (обломки шифера), остатки раствора бетона на земельном участке располагаются поверх плодородного слоя хаотично, кучами и размещены в буртах на площади 0,75 га. Под воздействием внешних факторов ТКО изменили первоначальные цвет и форму, имеются следы горения, указанное подтверждается актом специалиста Управления Россельхознадзора по краю, принимавшего участие в проверке и план-схемой №2 к данному акту.

С учетом уточнений просит обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке в кадастровом квартале в границах координат: на площади 1,88 га., в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в границах координат: на площади 0,06 га., в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в границах координат: на площади 0,75 га, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец Красноярский природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Помощник прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшин О.В., действующий на основании поручения заместителя Красноярского природоохранного прокурора, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что администрация Сухобузимского района не бездействует, принимает меры к ликвидации несанкционированной свалки. Ответчик как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Сухобузимского района, так как согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Ответчик только принимает участие в организации указанной детальности. Таким образом, для исполнения требований Истца, Ответчику потребуется изыскать денежные средства для привлечения специализированной организации, которая на договорной основе выполнит работу по сбору отходов на несанкционированной свалке отходов производства и потребления, их транспортировке и утилизации исключительно на лицензированном полигоне. В результате выполненных работ будет подписан акт приема-передачи выполненных работ, в котором главным показателем будет объем отходов, в отношении которого был осуществлен сбор, транспортировка и утилизация.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Зенкина И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что расчетом объемов, подлежащих ликвидации Россельхознадзор не занимается, только устанавливают границы земельных участков с несанкционированными свалками. Действительно, в мае-июне 2022 года выезжали на место для установления точного местонахождения земельных участков с определением координатных точек, по сравнению с 2020 годом площадь несанкционированных свалок сокращена, соответственно, администрация Сухобузимского района не бездействует, реагирует на выдаваемые предписания. Выявленные несанкционированные свалки представляют собой преимущественно твердые коммунальные и бытовые отходы, отобраны пробы, по результатам исследования которых многие показатели превышают допустимые нормы, почва в свою очередь может накапливать тяжелые металлы, которые попадают ы грунтовые воды при отсутствии своевременно принятых мер.

        Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

        В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

        В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

        Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

        В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

       В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

       Согласно ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

       В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

       В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

       Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

       Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

        В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления.

        Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Красноярским природоохранным прокурором проведена проверка исполнения администрацией Сухобузимского района Красноярского края законодательства в сфере обращения с отходами и земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале в 300 метрах северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером зафиксировано несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов (далее ТКО) поверх плодородного слоя почвы, а также скопление сточных вод. В ходе лабораторных исследований установлено превышение по содержанию серы валовой, свинца, а также установлены опасная чрезвычайно опасная степени микробиологического загрязнения почвы. В ходе лабораторных исследований установлено превышение по содержанию серы валовой, свинца, а также установлена опасная и чрезвычайно опасная степень микробиологического загрязнения почвы.

         Согласно Акта № 25-080 по участию в проверке от 03.06.2022 государственными инспекторами отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО5 и Зенкиной И.С. 18.05.2022 с 12 часов 00 минут до 17 часов 00 минут в рамках проверки, проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой, проведен осмотр невыделенного земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , в 300 м. северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером , а также земельного участка с кадастровым номером . По результатам участия в проверке установлено, что на площади 1,88 га невыделенного земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , в 300 м. северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером , а также на земельном участке с кадастровым номером на площади 0,06 га. (очаг №1), на площади 0,75 га. (очаг №2) не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействие на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.

       21.06.2022 Красноярским природоохранным прокурором в адрес администрации Сухобузимского района Красноярского края направлено представление об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства № 7/1-10-2022/101, с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

       Согласно ответа на представление Красноярского природоохранного прокурора от 1.06.2022 № 7/1-10-2022/101 администрацией Сухобузимского района Красноярского края активизирована и ведется работа по поиску организации по уборке данной свалки и последующей рекультивации, силами администрации были перекрыты въезды на данном земельном участке.

       Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что администраций Сухобузимского района в полной мере не предприняты меры по ликвидации несанкционированной свалки, установленной по результатам проверки Красноярского природоохранного прокурора, что влечет нарушение прав неопределённого круга лиц, в связи с чем исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края (ИНН ОГРН ) ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке в кадастровом квартале в границах координат: на площади 1,88 га., в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края (ИНН ОГРН ) ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в границах координат: на площади 0,06 га., в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края (ИНН ОГРН ) ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в границах координат: на площади 0,75 га, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сухобузимский районный суд Красноярского края.

           Председательствующий:                    подпись                      Е.В. Белобородова

           Мотивированный текст решения составлен 19 апреля 2023 г.

           Копия верна:

           Судья                                                                                         Е.В. Белобородова

2-113/2023 ~ М-9/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Красноярского края
Ответчики
администрация Сухобузимского района
Другие
Управление Россельхознадзора по краю
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Судья
Белобородова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
suhbuz--krk.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
24.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее