Дело № 2-3370/2024
64RS0045-01-2024-005545-74
Решение
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьиПугачева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жарун А.Р.,
с участием
истца Штырлина Сергея Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штырлина Сергея Ивановича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным и его отмене, признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Штырлин С.И. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным и его отмене, признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование искового требования указаны следующие обстоятельства.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 21 февраля 2024 г. № 230-р истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
Указанное распоряжение истец полагает незаконным и подлежащим отмене.
Штырлин С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>. В настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Родители истца – Рогожина <данные изъяты> и Штырлин <данные изъяты> решением Саратовского районного суда Саратовской области от 25августа 1998 года лишены родительских прав.
С 31 августа 1998 г. по 30 августа 2022 г. истец являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шкала-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Пугачева, находился на полном государственном обеспечении.
На момент подачи заявления в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении в список нуждающихся Штырлин С.И. обратился в возрасте 39 лет, до достижения 23 лет истец, его законный представитель или органы опеки и попечительства с заявлением о включении его в указанных список не обращались.
Распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 21 февраля 2024 г. № 230 противоречит действующему законодательству и нарушает права истца в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, недвижимое имущество у истца отсутствует.
Проживание в жилом помещении по месту регистрации истца по адресу: <адрес> невозможно, так как оно не пригодно для проживания, является аварийным и подлежит сносу. Других жилых помещений за истцом не закреплялось, по договору социального найма жилое помещение не предоставлялось.
В связи с изложенным истец просит суд:
признать незаконным и отменить распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 21 февраля 2024 г. №230-р об отказе во включении Штырлина С.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области;
признать за Штырлиным С.И. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений;
возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность включить Штырлина С.И. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
От ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поступили письменные возражения на исковое заявление, в соответствии сторона ответчика просил суд в удовлетворении исковых требований Штырина С.И. отказать в полном объеме.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: министерство финансов Саратовской области, ГБОУ СО «Школа-интернат г.Пугачева», департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов», администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области, администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области, администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов».
От третьих лиц процессуальной позиции по делу не поступило.
В судебном заседании истец Штырлин С.И. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительности причин неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правоотношения сторон сложились по вопросу предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До 1 января 2013 г. правоотношения по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировались пунктом 2 части2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Этой нормой было предусмотрено, что указанной категории граждан вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
С 1 января 2013 г. данные правоотношения регулируются частью 1
статьи 109.1 ЖКРФ, которой предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения этим лицам (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
(части 1 и 2 статьи 109.1 ЖК РФ).
Базовым законом, определяющим права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа этих детей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Определение понятию «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дано в статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанные выше лица признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Достигшие возраста 23 лет лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона
№ 159-ФЗ).
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
На территории Саратовской области дополнительные гарантии указанной выше категории лиц установлены Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г.
№123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (далее - Закон Саратовской области №123-ЗСО).
Нормы данного закона предусматривают те же условия и порядок предоставления жилых помещений названной выше категории лиц, что и указанные выше нормы Федерального закона № 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 данного закона и пунктом 3 Положения о министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14мая 2005 года № 168-П, на это министерство возложены полномочия по формированию списка.
Исходя из содержания изложенных выше правовых норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23летуказанные лица в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Разъяснения о применении норм Федерального закона № 159-ФЗ изложены в Обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. и 23 декабря 2020 г.
В соответствии с этими разъяснениями, при разрешении споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
В соответствии с записью акта о рождении № <данные изъяты> Штырлин Сергей Иванович родился ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>.
Родителями Штырлина С.И. являются Штырлин <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Рогожина <данные изъяты> года рождения.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 25 августа 1988 г. Рогожина <данные изъяты> и Штырлин <данные изъяты>. лишены родительских прав в отношении сына Штырлина С.И.
В соответствии со справкой № 545 от 27 июня 2024 г. ГБОУ СО «Школа интернат г.Пугачева», Штырлин С.И. с 31 августа 1998 г. по 30 августа 2002 г. являлся воспитанником учреждения и находился на полном государственном обеспечении.
В соответствии с письмом ГБОУ СО «Школа интернат г.Пугачева» №555 от 2июля 2024 г., на основании постановления № 678 от 8 сентября 1998 г. за Штырлиным С.И. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования от 24 декабря 1999 г. жилое помещение было сохранено и находилось в удовлетворительном состоянии. В архивном личном деле Штырлина С.И. отсутствует информация о направлении органами опеки в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявления о постановке на очередь на получение жилья.
Возраста 18 лет Штырлин С.И. достиг ДД.ММ.ГГГГ г.
Возраста 23 лет Штырлин С.И. достиг ДД.ММ.ГГГГ г.
Из объяснений истца и представленных в материалы дела документов следует, что с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Штырлин С.И. обратился в 2023 г.
(когда ему исполнилось 39 лет).
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 21 февраля 2024 г. № 230-р Штырлину С.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
Доказательств, подтверждающих обращение Штырлина С.И. в установленном порядке до 2023 г. в компетентный орган по вопросу включения в указанный список (постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения), стороной истца не представлено.
Таким образом, с заявлением о включении в указанный выше список ШтырлинС.И. впервые обратился по истечении 21 года с момента достижения возраста 18 лет и по истечении 16 лет с момента достижения возраста 23 лет.
Сторона истца не ссылалась на признание Штырлина С.И. в период времени с 2002 г. по 2023 г. недееспособным, наличие у него заболевания или иных объективных причин, препятствующих обращению в компетентный орган по данному вопросу.
Тексты Федерального закона № 159-ФЗ и Закона Саратовской области
№123-ЗСО являются общедоступными, опубликованы как в ряде официальных печатных изданий, так и размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Официальном интернет-портале правовой информации и на официальном сайте Правительства Саратовской области.
Согласно положениям законодательства опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации жилищных прав.
Таким образом, Штырлиным С.И. был утрачен статус ребенка-сироты, поскольку он обратился в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по вопросу постановки его на учет по предоставлению жилья после достижения им возраста 23 лет (в возрасте 39 лет), в то время, как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется до 23 лет, при этом уважительных причин пропуска срока истцом не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, в том числе путем своевременного обращения в суд, не представлено.
Основываясь на изложенных выше нормах права и доказательствах, суд приходит к выводу о том, что Штырлину С.И. было обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах исковые требования Штырлина С.И. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░