Дело № №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Боевой А.С.,
с участием лиц согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО12 к КПК «СКПП» и МИФНС № по Московской области о признании недействительным решения общего собрания о создании кооператива, признать недействительным решение о государственной регистрации юридического лица, обязать исключить запись из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО13 обратился в суд с исковыми требованиями к КПК «СКПП» и № по Московской области, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ года № по Московской области был зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив «СКПП» (предыдущие названия КПК «Эни Тайм», КПК «Мы вместе»). Согласно протоколу № общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм» от ДД.ММ.ГГГГ года учредителями указанного потребительского кооператива являются: ФИО15., ФИО14 ООО «Галион» (ДД.ММ.ГГГГ года исключено из ЕГРЮЛ), однако, ФИО16. в действительности учредителем не является, подпись на протоколе не принадлежит ФИО44 персональные данные ФИО45. (паспортные и регистрации) похищены в противоправных целях неустановленными лицами. О существовании кооператива, в котором он числится учредителем, Низамов Т.А. узнал ДД.ММ.ГГГГ года из материалов дела № Балашихинского городского суда Московской области. Для защиты своих нарушенных прав ФИО18 обратился в правоохранительные органы с заявлением о преступлении. Также ФИО17. обратился в МИФНС № по МО с заявлением о недостоверности сведений, однако от ФИО19 по МО пришел отказ, поскольку в ЕГРЮЛ не содержится сведений о ФИО20. как об участнике, но неправомерные действия вскрылись после получения иска от ЦБ РФ. Решение общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм» (сейчас КПК «СКПП»), оформленное протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ года, недействительно в силу его ничтожности. Регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ года о внесении в ЕГРЮЛ сведений о регистрации кооператива недействительна. ФИО43. в общих собраниях учредителей КПК «СКПП» не участвовал, не был извещен, узнал об из проведении и принятых на нем решениях после получения иска от ЦБ РФ, подпись на протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ года не принадлежит ФИО21. В связи с чем ФИО22 обратился в суд для признания решения общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года о создании юридического лица недействительным в силу его ничтожности, признать недействительным решение МИФНС № 23 по Московской области о государственной регистрации «Эни Тайм» (сейчас КПК «СКПП») в ЕГРЮЛ, обязании МИФНС № 23 по Московской области исключить из ЕГРЮЛ запись о создании КПК «СКПП».
В судебное заседание истец ФИО27 и его представитель по доверенности не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчиков КПК «СКПП» и МИФНС № 23 по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
3-и лица, не заявляющие самостоятельные требования, ФИО23. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель 3-его лица ФИО25 по доверенности ФИО26. в судебное заседание явился, с иском не согласен, т.к. ФИО24 не участвовал в создании Кооператива.
Выслушав 3-е лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
В силу п. 1 ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно ст. 3 Федерального закона "О кредитной кооперации" одним из основных принципов деятельности кредитного кооператива является добровольность вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива.
В ст. 11 Федерального закона "О кредитной кооперации" указано: членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.
Заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива.
Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.
Члену кредитного кооператива (пайщику) выдается документ, подтверждающий его членство в кредитном кооперативе.
В силу ст. 7 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.
Кредитный кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу. Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива.
Учредители кредитного кооператива принимают решения, которые оформляются протоколом, о создании кредитного кооператива, об утверждении устава, иных документов кредитного кооператива, о формировании органов кредитного кооператива и о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.
Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 4).
В соответствии с п. д) ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" гласит, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено и материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ года МИФНС № 23 по Московской области был зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив «СКПП» (предыдущие названия КПК «Эни Тайм», КПК «Мы вместе»).
Согласно протоколу № общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм» от ДД.ММ.ГГГГ года учредителями Кредитного потребительского кооператива «ЭниТайм» являются: ФИО31, ООО «Галион».
Протоколом № общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ г. изменено наименование КПК «ЭниТайм» на КПК «Мы вместе».
Протоколом № общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ г. изменено наименование КПК «Мы вместе» на КПК «СКПП».
Истец в иске указывает, что он в действительности учредителем не является, подпись в протоколе не принадлежит ФИО32., никого из учредителей он знает, не был знаком с ними, персональные данные ФИО33 (паспортные и регистрации) похищены в противоправных целях неустановленными лицами.
На основании определения суда по делу была проведена судебная почерковедческая экспертиза АНО «Бюро судебных экспертиз».
Согласно заключению эксперта № установлено, что подпись от имени ФИО35, изображение которой расположено в копии протокола № общего собрания учредителей Кредитного потребительского кооператива «ЭниТайм» от 15ДД.ММ.ГГГГ г., вероятно, выполнена не самим ФИО36, а другим лицом без подражания подписи ФИО34.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, так как экспертиза проведена на основании определения суда, в установленном законом порядке эксперт, имеющий соответствующее образование и стаж работы по специальности, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы достаточно мотивированы, обоснованы, подробны, не противоречат иным представленным по делу доказательствам, ничем не опровергнуто, а оснований для проведения дополнительной или повторной экспертизы судом установлено не было.
Таким образом, доводы истца о том, что он не участвовал в общем собрании, в рамках которого создавалось КПК, не подписывал протокол общего собрания, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании недействительным решения общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм», оформленное протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ года, в части участия в КПК «Эни Тайм» ФИО37. обоснованы, т.к. исходит из того, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении истца быть учредителем КПК «Эни Тайм», вступить в члены кредитного кооператива (заявление о приеме в члены кооператива), о внесении им паевых взносов.
Что касается требований о признании недействительным решение МИФНС № 23 по Московской области о государственной регистрации «Эни Тайм» (сейчас КПК «СКПП») в ЕГРЮЛ, суд приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в силу статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона №129 - ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы с могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с положениями Закона №129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации, установленным пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, а в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица.
Ответственность за представление достоверной информации о юридическом лице в соответствии с Законом № 129-ФЗ лежит на заявителе при государственной регистрации.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Закона №129-ФЗ).
Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочии регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 указанной статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Ка установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию с использованием информационно-телекоммуникационных сетей был направлен комплект документов (входящий №) в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО40. для государственной регистрации создания юридического лица КПК «ЭНИТАЙМ» (впоследствии КПК «СКИП»), а именно заявление по форме № о создании юридического лица, устав юридического лица, протокол №1 общего собрания учредителей КПК «ЭНИТАЙМ», гарантийное письмо от ФИО46., Выписка из ЕГРН.
Вышеуказанный протокол общего собрания членов КПК «ЭНИТАЙМ», не является самостоятельным документом для проведения государственной регистрации. Как следствие наличие иных документов в комплекте, представленных для государственной регистрации, обеспечено по воле Заявителя или в соответствии с положениями Закона №129-ФЗ о комплектности представляемых на государственную регистрацию документов.
В соответствии с пунктом 11 Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего использования, в том числе сети интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - Порядок), действующим с момента вынесения Решения о государственной регистрации №, направляемое в регистрирующий орган заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-Ф3) удостоверяющий центр создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты гражданам, обратившимся за их получением (заявителям), при условии установления личности получателя сертификата (заявителя) либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, по обращению за получением данного сертификата.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 63-Ф3 при выдаче квалифицированного сертификата удостоверяющий центр устанавливает личность заявителя - физического лица, обратившегося к нему за получением квалифицированного сертификата; а также получает от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.
Инспекцией установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи председателя КПК «ЭНИТАЙМ» (впоследствии КПК «СКПП») ФИО38. был выдан удостоверяющим центром АО «КАЛУГА АСТРАЛ» и на момент проверки являлся действительным по смыслу статьи 11 Закона № 63-Ф3. ФИО42 направляя в регистрирующий орган подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявление о государственной регистрации, является лицом, которое несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении о создании КПК «ЭНИТАЙМ» (впоследствии КПК «СКПП»), содержащихся в ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчика и приходит к выводу о том, что Решение по вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации создания юридического лица КПК «ЭНИТАЙМ» (впоследствии КПК «СКПП») законным и обоснованным, так как комплект документов соответствовал требованиям действующего законодательства РФ, учитывая заявительный порядок государственной регистрации, в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о создании КПК «ЭНИТАЙМ» (впоследствии КПК СКПП»), а поэтому в требованиях о признании недействительным решение <данные изъяты> по Московской области о государственной регистрации «Эни Тайм» (сейчас КПК «СКПП») в ЕГРЮЛ надлежит отказать.
Также суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что требование истца об обязании МИФНС исключить запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации создания юридического лица КПК «СКПП» запись ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ г. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. в силу п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в случае изменения, содержащихся в государственных реестрах сведений, ранее внесенные сведения сохраняются. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений, ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом, содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, исключить указанную запись из ЕГРЮЛ полностью, не представляется возможным.
Кроме того, ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, а юридическое лицо КПК «СКПП» на текущий момент не обладает предусмотренными вышеуказанной статьей признаками.
Возражения 3-его лица суд не может принять во внимание, т.к. данные возражения не опровергают доводы истца и собранные по делу доказательства.
Кроме того, решением Балашихинского городского суда Московсекой области от ДД.ММ.ГГГГ г. иск удовлетворен частично. Суд признал недействительным решение общего собрания учредителей КПК «Эни Тайм», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года, в части участия в создании КПК «Эни Тайм» ФИО30
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО29. подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░» ░░░39.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░» (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░») ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░28 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░» (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░») ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.