Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-385/2023 от 09.01.2023

78RS0009-01-2022-010229-61

Дело № 12-385/2023

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург

мая 2023 года

Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Никитина Я.А.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» – Кирина А.А., действующего на основании доверенности, которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

представителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Мозгунова В.С., действующего на основании доверенности, которому разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и который предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. на постановление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 о назначении административного наказания, представление от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по СанктПетербургу и Ленинградской области Музалевской А.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», ИНН 7703590927, ОГРН 1067746535944, КПП 781001001, адрес: СанктПетербург, Пулковское шоссе, д. 41, лит. ЗИ, генеральный директор Сергеев Л.В., а также на решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Скугарева К.И. от 03.11.2022,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по СанктПетербургу и Ленинградской области Музалевской А.А. от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 юридическое лицо – ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» – привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.

Также государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по СанктПетербургу и Ленинградской области Музалевской А.А. внесено представление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Защитник ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирин А.А. обратился к вышестоящему должностному лицу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с жалобой на постановление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 и представление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022.

Решением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Скугарева К.И. от 03.11.2022 в удовлетворении жалобы защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. отказано.

Защитник ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирин А.А. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на вынесенные должностным лицом постановление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022, представление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 и решение вышестоящего должностного лица от 03.11.2022, заявив требование об их отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Должностным лицом не учтено, что обстоятельство, приведенное в установочной части обжалуемого постановления, не свидетельствуют о нарушении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» требований статей 34 – 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а значит, и о наличии события и состава административного правонарушения. Также в ходе производства по делу должностное лицо, несмотря на заявленное защитником ходатайство, не объединило в одно производство дела № АД1071/13/2022, № АД1072/13/2022, № АД1073/13/2022, № АД1074/13/2022, № АД1079/13/2022, возбужденные в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по итогам одной и той же плановой выездной проверки юридического лица, а рассмотрело их в отдельности и вынесло вместо одного пять постановлений о назначении пяти административных наказаний, тем самым нарушило требование части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверка в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» проведена с грубыми нарушениями, указанными в пунктах 3, 7, 8, 10 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Представление внесено без установления должностным лицом подлежащих устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, то есть в отсутствие законных оснований, о чем свидетельствует отсутствие в представлении установочной части с сформулированными в ней причинами и условиями. Основанием к отмене представления является также незаконность и необоснованность постановления, поскольку представление вносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а значит, следует судьбе постановления.

Определением судьи Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 24.11.2022 по делу № 12-1084/2022 жалоба защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. направлена по подведомственности в Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Определением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 07.12.2022 по делу № 12-2671/2022 жалоба защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. направлена по подведомственности в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.

Определением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга дело по жалобе принято к производству.

Законный представитель ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» – генеральный директор Сергеев Л.В., – надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по рассмотрению жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил, направил защитника, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Явившийся в судебное заседание защитник ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирин А.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил жалобу удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Представил суду для приобщения к материалам дела копии акта плановой выездной проверки от 09.12.2021 № 0904-78Пл-А/147-2021, предписания от 09.12.2021 № 090478Пл-П/147-2021, решения Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2022, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023, определения Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2023 по делу № А40-90274/22-93-673, а также копии постановлений от 10.10.2022 № АД1072/13/2022, № АД1073/13/2022, № АД1074/13/2022, № АД1079/13/2022 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Также представил дополнения к жалобе, в которых указал на нарушение срока проведения плановой выездной проверки в связи с тем, что согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (ответ на вопрос 2), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, и Ответу на вопрос о применении судами законодательства в связи с установлением в Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.10.2021, установление на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 не могло служить основанием к продлению или приостановлению срока проверки. С учетом 01.11.2021, 02.11.2021, 03.11.2021, исключенных контрольным (надзорным) органом из периода проверки в связи с признанием нерабочими днями, срок проверки превысил 10 рабочих дней. Таким образом, проверка проведена с нарушением требования части 7 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В подтверждение обоснованности данного довода защитником представлена копия постановления Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2023 по делу № А4060869/2022.

Судья, изучив жалобу, дополнения к ней, исследовав доказательства, представленные в материалах дела об административном правонарушении, выслушав защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А., показания представителя СевероЗападного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мозгунова В.С., указавшего на необоснованность доводов жалобы и просившего отказать в ее удовлетворении, приходит к следующему.

Решением заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.10.2021 № РЕ-09/78 назначена плановая выездная проверка ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», по результатам которой был составлен акт плановой выездной проверки от 09.12.2021 № 0904-78Пл-А/147-2021 и выдано предписание от 09.12.2021 № 0904-78Пл-П/147-2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

15.09.2022 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по СанктПетербургу и Ленинградской области Музалевской А.А. в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» составлен протокол № АД-1079/13/2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении в ходе проверки были выявлены следующие нарушения: к декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» не приложены журналы учета отходов и договоры на размещение отходов.

Рассмотрев 10.10.2022 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, должностное лицо вынесло постановление № АД-1079/13/2022, которым признало ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначило ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.

Также в соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 10.10.2022 должностным лицом внесено представление № АД-1079/13/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение и разрешение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе на это постановление осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

В соответствии с частью 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06.04.2022, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 5, в соответствии с которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как следует из материалов настоящего дела, по результатам плановой выездной проверки ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», проведенной на основании решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.10.2021 № РЕ-09/78, был составлен акт плановой выездной проверки от 09.12.2021 № 0904-78Пл-А/147-2021 и выдано предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.12.2021 № 0904-78Пл-П/147-2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

По факту нарушений, выявленных в ходе плановой выездной проверки и отраженных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13 акта плановой выездной проверки от 09.12.2021 № 0904-78Пл-А/147-2021, были составлены протоколы от 15.09.2022 № АД-1071/13/2022, № АД-1072/13/2022, № АД-1073/13/2022, № АД-1074/13/2022, № АД-1079/13/2022 об административных правонарушениях и вынесены постановления от 10.10.2022 № АД-1071/13/2022, № АД1072/13/2022, № АД-1073/13/2022, № АД1074/13/2022, № АД-1079/13/2022 о привлечении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в ходе одной плановой выездной проверки ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» было выявлено пять административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» выездная проверка является одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

При таких обстоятельства, должностному лицу, осуществлявшему производство по делу № АД-1079/13/2022 об административном правонарушении, в соответствии с правилом части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежало объединить данное дело с делами № АД-1071/13/2022, № АД1072/13/2022, № АД-1073/13/2022, № АД-1074/13/2022 в одно производство и назначить ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» административное наказание по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за совершение одного административного правонарушения.

В соответствии с разъяснением абзаца 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство должностному лицу следовало вынести определение.

Между тем, как подтверждается материалами дела, в нарушение нормы части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо рассмотрело вышеуказанные дела по отдельности, по результатам чего вынесло пять постановлений о назначении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» пяти административных наказаний в виде административных штрафов в размере 21 000 рублей каждый.

При этом суд учитывает, что защитником ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кириным А.А. при рассмотрении дела заявлялось ходатайство от 10.10.2022 № б/н об объединении вышеуказанных дел в одно производство на основании части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое было оставлено должностным лицом без удовлетворения.

Такое рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, не соответствует требованиям статей 1.6, 24.1, 26.1, 29.1, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенным образом повлияло на исход дела и привело к нарушению прав и законных интересов привлекаемого лица.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Между тем по состоянию на дату рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возвращение дела на новое рассмотрение, влекущее возобновление обсуждения вопроса об ответственности, за пределами данного срока в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустимо (ответ на вопрос 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013).

Поскольку возможность возвращения дела на новое рассмотрение в данной ситуации исключена истечением срока давности привлечения к административной ответственности, суд в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимает решение об отмене постановления должностного лица от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Представление должностного лица от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит отмене в связи с незаконностью и необоснованностью постановления от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022.

Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 29.13, статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 внесено без установления должностным лицом подлежащих устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, то есть в отсутствие законных оснований, о чем свидетельствует отсутствие в представлении установочной части с указанием причин и условий.

В связи с отменой состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022, представления от 10.10.2022 № АД1079/13/2022 отмене подлежит и решение вышестоящего должностного лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.11.2022 по жалобе защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. на указанные постановление и представление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирина А.А. – удовлетворить частично.

Постановление от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 о назначении административного наказания, представление от 10.10.2022 № АД-1079/13/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по СанктПетербургу и Ленинградской области Музалевской А.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Скугарева К.И. от 03.11.2022, – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

Никитина Я.А.

12-385/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО"Воздушные Ворота Северной Столицы"
Другие
Кирин Алексей Александрович
Суд
Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Никитина Яна Андреевна (судья)
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
dzr--spb.sudrf.ru
13.01.2023Материалы переданы в производство судье
17.01.2023Истребованы материалы
27.02.2023Поступили истребованные материалы
24.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее