УИД: 66RS0009-01-2023-000115-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
с участием прокурора ФИО2 А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-605/2023 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Администрации г. Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к Администрации г. ФИО2, в котором просит обязать Администрацию г. ФИО2 в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу или ранее выполнить мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений, а именно:
- оборудовать при входе в подъезд № <адрес> пандус;
- оборудовать на первом этаже в подъезде № <адрес> откидной пандус.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. В ходе проверки установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории «ребенок-инвалид» и имеет расстройство двигательной функции, нуждается для передвижения в кресле-коляске.
В результате проведенных мероприятий муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме установлена необходимость оборудования откидного пандуса на 1 этаже в подъезде многоквартирного дома, а также пандус при входе в подъезд.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Главы города Нижний Тагил направлено требование о необходимости предоставления сведений о мерах, принятых Администрацией г. Нижний Тагил по реализации мероприятий, определенных в акте и заключении об обследовании условий проживания ребенка-инвалида ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Главой города Нижний Тагил подготовлен ответ, из которого следует, что до настоящего времени мер, направленных на устранение выявленных нарушений прав инвалида не принято.
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил Ищенко А.В. настаивал на заявленных исковых требованиях по указанным в иске доводам и основаниям. Суду пояснил, что до настоящего времени мероприятия по обеспечению доступности общего имущества жилых помещений ответчиком не проведены.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО6 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания путем направления заказной корреспонденции по адресу регистрации.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
С учетом изложенного и в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при данной явке.
Огласив исковое заявление, заслушав прокурора, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку <данные изъяты>, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочего относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые раскрывают порядок обследования жилых помещений, конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (п. 4а Правил).
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17 - 20 Правил).
Раздел III Правил содержит требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, к которым, в частности, относятся оборудование общего имущества пандусами и устранение непреодолимых для кресла-коляски порогов.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил)
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов " положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 указанного Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию ранее 01.07.2016 г., до их реконструкции, модернизации должны приниматься меры для обеспечения потребностей инвалидов, в том числе путем разработки программ, включающих мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома под потребности инвалидов.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10).
Разделом 3 указанных выше Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При этом, действительно, в силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
В то же время, частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В ч. 1 ст. 28 "Конвенция о правах инвалидов" закреплено право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 N480-ПП утверждена государственная программа Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до ДД.ММ.ГГГГ года». Целями данной государственной программы является повышение качества жизни граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, повышение доступности и качества реабилитационных услуг, содействие социальной интеграции инвалидов в Свердловской области. Одной из задач: государственной программы является создание условий для активного, независимого образа жизни инвалидов, содействие социальной интеграции инвалидов.
Согласно разделу 3 государственной программы, Министерство социальной политики Свердловской области является ответственным исполнителем государственной программы.
Исполнители мероприятий государственной программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований.
К органам управления, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, на территории Свердловской области, относятся органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (пп.5 п.2 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства СО от 13.11.2008 N1198-ПП, далее - Положение №1198-ПП).
Одним из основных направлений деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является формирование безбарьерной среды - создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и информации и объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (пп.7 п.3 Положения №1198-ПП).
В целях осуществления взаимодействия органы управления, учреждения и организации Свердловской области в пределах своей компетенции обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур (пп.4 п.6 Положения №1198-ПП).
Финансирование реабилитационных мероприятий и программ осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов (в рамках ведомственной принадлежности) и иных не запрещенных законодательством РФ источников (п. 12 Положения № 1198-ПП).
Судом установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид» имеет выраженные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, нуждается в использовании кресла-коляски.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1 освидетельствован в БМСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРА) для получения технических средств реабилитации и услуги по реабилитации. Согласно индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации кресло-коляске с ручным приводом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Несовершеннолетний ФИО1. проживает в жилом помещении многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома осуществляет ООО «Северный».
Указанный многоквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ года, подъезды указанного многоквартирного жилого дома не были оборудованы пандусом.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30.12.2019 г. № 2937-ПА создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
На основании обращения ФИО6 муниципальной комиссией (созданной органами местного самоуправления в г.ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> (квартира расположена на первом этаже в 4- м подъезде пятиэтажного дома), в котором проживает несовершеннолетний ФИО1, и общего имущества в данном многоквартирном доме. По результатам обследования составлен акт № обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» Согласно акту №, в качестве мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества указано:
оборудование пандуса при входе в подъезд №,
оборудование откидного пандуса на первом этаже в подъезде №.
Также в акте № указано на наличие технической возможности выполнить указанные мероприятия по приспособлению общего имущества в жилом доме.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией принято решение об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.
ДД.ММ.ГГГГ указанной муниципальной комиссией дано заключение № о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Главы города Нижний Тагил направлено требование о необходимости предоставления сведений о мерах, принятых Администрацией г. Нижний Тагил по реализации мероприятий, определенных в акте и заключении об обследовании условий проживания ребенка-инвалида ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Главой города Нижний Тагил подготовлен ответ, из которого следует, что до настоящего времени мер, направленных на устранение выявленных нарушений прав инвалида не принято.
Исходы из вышеизложенного, суд отмечает, что муниципальная комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования для принятия решения о включении мероприятий в план работ.
Принимая во внимание положения пункта 22 Правил, согласно которым заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, подлежит направлению в течение 10 дней со дня его вынесения муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в соответствующий план, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устройству пандуса при входе в дом, в котором проживает истец, подлежит исполнению Администрацией города Нижний Тагил.
С учетом установленных обстоятельств суд считает установленным, что органом местного самоуправления не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий ребенку-инвалиду ФИО1 для беспрепятственного доступа к жилому помещению, чем нарушаются его права и законные интересы как лица с ограниченными физическими возможностями.
Органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация города Нижний Тагил, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что, несмотря на проведенные мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по определению возможности оборудования подъезда в жилом доме пандусом, объема мероприятий до момента рассмотрения спора в суде Администрацией города Нижний Тагил какие-либо действия по выполнению возложенной на нее обязанности не предпринимались.
Установив нарушение прав несовершеннолетнего ФИО1 на беспрепятственный доступ к жилому помещению, суд с учетом положений Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Определения Конституционного Суда Российской Федерации, с учетом того, что решение о возможности установки пандуса в многоквартирных домах жилищного фонда входит в компетенцию муниципальной комиссии и органа местного самоуправления, на территории которого расположен такой жилищный фонд, приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа несовершеннолетнего ФИО1 с ограниченными физическими возможностями надлежит возложить на Администрацию города Нижний Тагил.
То обстоятельство, что управляющая компания в соответствии с нормами жилищным законодательством обязана проводить мероприятия по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, не принимаются судом во внимание, поскольку в ходе рассмотрения судом с достоверностью установлено, что на момент ввода МКД в эксплуатацию пандус при входе в подъезд не был предусмотрен проектом, а нормами действующего законодательства на управляющую компанию возложена обязанность по надлежащему обеспечению содержания общего имущества в многоквартирном доме, т.е. управляющая компания должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его за свой счет.
Решая вопрос об установлении срока исполнения требований для беспрепятственного доступа несовершеннолетнего ФИО1 к жилому помещению, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок для исполнения судебного решения, суд считает необходимым определить срок в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, соглашаясь с доводами прокурора о разумности такого срока, с учетом объемов необходимой работы, который, по мнению суда, является разумным и обоснованным. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, о неразумности срока не заявлено; при этом ответчик не лишен возможности в случае не соответствующих погодных условий и с предоставлением соответствующих документов решить вопрос о возможном предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Администрации г. ФИО2 о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нижний Тагил в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу или ранее обеспечить беспрепятственный доступ несовершеннолетнего ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> путем проведения работ по оборудованию при входе в подъезд № <адрес> пандуса, оборудованию на первом этаже в подъезде № <адрес> откидного пандуса.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 28 февраля 2023 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.