Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-134/2024 (2-1105/2023;) от 26.09.2023

4MS0128-01-2023-001651-73

№ 2-134/2024

                                                                                                                                                                                                  

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 февраля 2024 года                                                                           город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Васиной А.А.,

с участием представителя истца КГКУ «УСЗН» Ш.П.Г.,

ответчика Голубченко (Билич) В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Голубченко (Билич) В.В. о взыскании выплаченных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Голубченко (Билич) В.В. о взыскании выплаченных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта. Требования мотивированы тем, что Билич В.В. 10.02.2021 обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (государственная помощь) отдельным категориям гражданам, проживающим на территории Красноярского края. В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункт 7 Порядка). В силу п. 12 Порядка при реализации мероприятия, указанного в пп. 4 п. 8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 6 месяцев). В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Получатель же обязан ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представить в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка). В соответствии с п. 34 Порядка, уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней в случае использования денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению (пп. 2 п. 34). Согласно пункту 35 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). В силу п. 37 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании заявления Билич В.В. от 10.02.2021 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11.03.2021 № 3. Социальный контракт с Билич В.В. заключен 18.03.2021 № 56-4-0002 сроком на 6 месяцев с 18.03.2021 по 18.09.2021. Согласно социальному контракту Билич В.В. предоставлены денежные выплаты в размере 26274 рубля, перечисленные на расчетный счет, указанный в заявлении. Первая выплата направлена по решению территориального отделения 19.03.2021 на сумму 13137 рублей. Отчет об использовании средств выплаты за март 2021 года поступил 15.04.2021. Вторая выплата направлена по решению территориального отделения 19.04.2021 на сумму 13137 рублей. Отчет об использовании средств выплаты за апрель 2021 поступил 14.05.2021. Однако отчет от 14.05.2021 содержал данные о неполной реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Так, в программе адаптации на апрель 2021 года предусмотрены мероприятия по приобретению продуктов питания, одежды и обуви, школьных принадлежностей, товаров первой необходимости, лекарств, оплате коммунальных услуг и электроэнергии, приобретение телевизора. Однако, ответчик использовал средства социального контракта по своему усмотрению, не исполнив мероприятия программы социальной адаптации, отсутствовали документы о реализации мероприятий по оплате коммунальных услуг и электроэнергии. Территориальным отделением 24.05.2021 принято решение № 9 об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в связи с использованием денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению (пп. 2 п. 34 Порядка) и решение от 24.05.2021 № 46 о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта. Уведомление об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты и досрочном расторжении социального контракта № 46 направлено Билич В.В. 24.05.2021. Требование о возмещении излишне выплаченных сумм по социальному контракту направлено Билич В.В. 06.12.2022, однако, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. На данное требование Билич В.В. 30.01.2023 сообщила, что не видит оснований для возврата денежных средств. Ссылаясь на ст. 1, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 401, ст. 1102 ГК РФ истец просит взыскать с Билич В.В. в пользу КГКУ «УСЗН» выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 26274 рубля в пользу КГКУ «УСЗН», а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 988 рублей 22 копейки.

Определением от 09.02.2024 прекращено производство по встречному исковому заявлению Голубченко (Билич) В.В. к КГКУ «УСЗН» о признании необоснованного расторжения социального контракта.

Представитель истца КГКУ «УСЗН» Ш.П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ответчиком денежные средства использованы не по целевому назначению, по собственному усмотрению. Просил удовлетворить исковые требования, взыскать с ответчика всю сумму выплаченных по социальному контракту денежных средств, в связи с неисполнением взятых на себя обязательств.

Ответчик Голубченко (Билич) В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в 2021 году она находилась в трудной жизненной ситуации, у нее на иждивении 5 несовершеннолетних детей. Обратилась в территориальный отдел КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Нарушений обязательств по социальному контракту, злоупотребления, с ее стороны не было. Все полученные денежные средства ею использованы по целевому назначению, приобретала продукты питания, вещи. Коммунальные услуги оплатила в июле 2021 года. Полагает, что признаков неосновательного обогащения нет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении

В случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 78 БК РФ).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме и предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 10 к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 6 Порядка).

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению иных мероприятий (пункт 8 Порядка).

При реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения продолжительностью не более 6 месяцев (п. 12 Порядка).

В соответствии с п.п. 26, 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или краевого портала государственных и муниципальных услуг отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме, согласно приложению N 2, к форме социального контракта.

Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 33 Порядка).

Уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: установление факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; использование денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению; выезд получателя в период действия социального контракта на новое место жительства (пребывания) за пределы <адрес>; невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в абзаце первом пункта 33 Порядка, подтвержденных соответствующими документами); непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 27 Порядка; препятствование получателем в проведении уполномоченным учреждением ежемесячного контроля за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом; прекращение срочного трудового договора (увольнение) получателя (при реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка (в части прохождения стажировки); досрочное прекращение прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (при реализации мероприятий, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 8 Порядка (в части прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования); прекращение в период действия социального контракта индивидуальной предпринимательской деятельности по инициативе получателя (при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка); прекращение в период действия социального контракта деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе получателя (при реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 8 Порядка); смерть получателя или признание получателя судом недееспособным, ограниченным в дееспособности, безвестно отсутствующим (объявление умершим); потеря трудоспособности (за исключением временной нетрудоспособности) получателем (при реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка).

Положениями п. 35 Порядка определено, что получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12 пункта 34 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) или направляется в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

Уполномоченное учреждение в течение 5 дней со дня принятия решения о прекращении оказания государственной помощи (за исключением принятия решения о прекращении оказания государственной помощи по основанию, предусмотренному подпунктом 11 пункта 34 Порядка) направляет получателю уведомление о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта с указанием основания для принятия соответствующего решения способом, указанным в заявлении (абз. 3 п. 36 Порядка).

На основании п. 37 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что 10.02.2021 Голубченко (Билич) В.В. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан - по осуществлению иных мероприятий (мероприятий в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования).

11.03.2021 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение о назначении Билич В.В. государственной социальной помощи на основании социального контракта.

18 марта 2021 года между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Билич В.В. заключен социальный контракт № 56-4-0002. Предметом которого является сотрудничество между Управлением и заявителем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств), которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в п. 1.2 настоящего социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № 1 к настоящему социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Пунктом 1.2. социального контракта предусмотрены следующие мероприятия: приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, приобретение товаров для ведения личного подсобного хозяйства, лечение, профилактический осмотр, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, приобретение товаров для обеспечения потребности семьи заявителя в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Социальный контракт заключен на срок с 18.03.2021 по 18.09.2021. Государственная помощь по настоящему контракту назначена в сумме 78822 рубля. Размер ежемесячной выплаты по мероприятию «иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации» составляет 13137 рублей, продолжительность выплаты составляет 6 месяцев. Предоставление ежемесячной денежной выплаты определено путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый заявителю.

Заявитель Билич В.В. в соответствии с условиями социального контракта обязалась, в том числе, предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных социальным контрактом; представлять своевременно в Управление сведения, подтверждающие расходование ежемесячной денежной выплаты на реализацию мероприятий; расходовать государственную помощь в объеме и на цели, указанные в разделе 2 настоящего социального контракта; сообщать письменно в Управление об обстоятельствах, влекущих неисполнение мероприятий (действий), указанных в п. 1. 2 социального контракта, в течение 5 дней со дня наступления таких обстоятельств; представить ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к настоящему социальному контракту.

Программой социальной адаптации (приложение № 1 к социальному контракту) предусмотрены следующие мероприятия, направленные на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) на период с 18.03.2021 по 18.09.2021, так в том числе до 30.03.2021 Голубченко (Билич) В.В. должны быть приобретены товары первой необходимости, продукты питания, демисезонная обувь и одежда; в срок до 30.04.2021 должны быть приобретены продукты питания, товары первой необходимости, демисезонная обувь и одежда, школьные принадлежности, лекарства, телевизор, оплачены коммунальные услуги и электроэнергия; в срок до 31.05.2021 должны быть приобретены продукты питания, товары первой необходимости, обувь и одежда, оплачены коммунальные услуги и электроэнергия, и т.д.

Билич В.В. своевременно 15.04.2021, представлены сведения, подтверждающие расходование ежемесячной денежной выплаты, а также отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом от 18.03.2021 и программой социальной адаптации за период с 18.03.2021 по 31.03.2021, из которых следует, что ответчиком приобретены товары первой необходимости, продукты питания, демисезонная обувь и одежда.

Отчет за апрель 2021 года и доказательства расходования ежемесячной денежной выплаты (чеки и квитанции) представлены Билич В.В. 14.05.2021, из которого следует, что приобретен телевизор за 7499 рублей, продукты первой необходимости, продукты питания на сумму 2162 рубля 73 копейки, школьные принадлежности на сумму 374 рубля, демисезонная одежда и обувь на сумму 5712 рублей. Указано о невыполнении мероприятия по оплате коммунальных услуг, причиной невыполнения указано о возможности оплаты до 10 мая.

За период действия социального контракта Голубченко (Билич) В.В. всего перечислено 26274 рубля (2 ежемесячные выплаты), что не оспаривалось ответчиком.

На основании подпункта 3.2.2. пункта 3.2. социального контракта КГКУ «УСЗН» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней, в том числе в случае использования денежных средств, предоставленных заявителю (его семье), не по целевому назначению; невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом).

В соответствии с пунктом 6.1 социального контракта за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истец основывает свои требования на том, что Голубченко (Билич) В.В. использованы денежные средства по социальному контракту не по целевому назначению, не исполнены ею мероприятия программы социальной адаптации, а именно отсутствие документов о реализации мероприятий по оплате коммунальных услуг и электроэнергии.

24.05.2021 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный принято решение № 9 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, по причине невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

Территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный в адрес Билич В.В. было направлено уведомление от 24.05.2021 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты и досрочном расторжении социального контракта.

Вместе с тем, как следует из абз. 2 п. 5 рекомендаций о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, направленных 23.06.2021 начальникам территориальных отделений КГКУ «УСЗН» заместителем директора КГКУ «УСЗН», в случае если заявитель в прошедшем месяце не исполнил встречное обязательство (не оплатил задолженность за коммунальные услуги и т.п.), а выполнение по расходованию денежной выплаты исполнил в полном объеме, КГКУ «УСЗН» считает целесообразным предоставить получателю возможность исполнения данного обязательства в следующем месяце. В случае злостного уклонения получателя от исполнения встречных обязательств, принимать решение о расторжении социального контракта по причине невыполнения обязательств. Вместе с тем, КГКУ «УСЗН» обращает внимание, что выплаченные денежные средства в данном случае, не могут быть квалифицированы как излишне выплаченные В этой связи необходимо проявить индивидуальный подход к оценке выполнения встречных обязательств и своевременно ( в случае невыполнения встречных обязательств более 2 месяцев подряд) расторгать социальный контракт.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушений, при которых выплаченная государственная социальная поддержка подлежит возврату ответчиком не допущено, доказательств, что предоставленное ответчику социальное пособие использовалось не по целевому назначению не представлено, исследованными доказательствами подтверждается факт использования денежных средств согласно мероприятиям, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации, в подтверждение расходования ежемесячных денежных выплат представлены отчеты, представленные своевременно в КГКУ «УСЗН», а также чеки, квитанции.

Оснований полагать, что со стороны Голубченко (Билич) В.В. имело место злоупотребление правом и неосновательное обогащение, суд не находит.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу, помимо прочего, относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выплаченные Голубченко (Билич) В.В. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере (26274 рубля), в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с ее стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности Голубченко (Билич) В.В. при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.

В отсутствие доказательств наличия в действиях Голубченко (Билич) В.В. недобросовестности, оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной политики денежные средства, как неосновательное обогащение, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» к Голубченко (Билич) В.В. о взыскании выплаченных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта - отказать.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд.

Председательствующий                    Л.В. Жулидова

          Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 16 февраля 2024 года.

2-134/2024 (2-1105/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Билич Виктория Владимировна
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Жулидова Людмила Валентиновна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2023Предварительное судебное заседание
20.12.2023Предварительное судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее