Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2881/2024 ~ М-2132/2024 от 27.06.2024

Дело № 2-2881/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2024 года                        город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Тесля Ю.В.,

при секретаре – Косовой О.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> "Детский сад ", Департаменту образования и науки <адрес>, об обязании совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просит:

- обязать Департамент образования <адрес> профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> "Детский сад " для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в течении 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

- после получения финансирования обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> "Детский сад " в течении 6 месяцев приобрести необходимое для устранение нарушений имущество в соответствии с проектно-сметной документацией и произвести его оснащение в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> города проведена проверка исполнения ГБДОУ <адрес> «Детский сад » (далее - Учреждение) законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования.

В ходе проведенной проверки установлено, что в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение ч. 1 ст.6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной материала (линолеум), используемого для покрытия класса в групповых ячейках №,2,3,5,6,7 материалам класса пожарной опасности не выше КМ2.

В корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>Д, в нарушение ч. 1 ст.6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной материала (линолеум), используемого для покрытия класса в групповых ячейках №,8 материалам класса пожарной опасности не выше КМ2. Изложенные факты приводят к нарушению прав детей на получение качественного образования.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков в судебном заседании явились, против удовлетворения исковых требований не возражали, представителем Департамента указано об отсутствии денежных средств для выполнения требований предписания МЧС.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения ГБДОУ <адрес> «Детский сад » законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования.

Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и законы.

Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право несовершеннолетних, в том числе, на обучение в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее - Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в корпусах Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>Д, в нарушение ч. 1 ст.6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной материала (линолеум), используемого для покрытия класса в групповых ячейках №,2,3,5,6,7 и ,8 материалам класса пожарной опасности не выше КМ2.

По данным фактам ГУ МЧС России по городу Севастополю вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее устранить данные нарушения, при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.

ГУ МЧС России по городу Севастополю вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ /ПНН, в связи с тем, что в Главном управлении отсутствуют сведения, являющиеся достаточными для признания вышеуказанного предписания об устранении нарушений исполненным на объекте защиты.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), который направлен на решение определенных задач, в том числе, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Согласно п.п. 1.1, 3.4.1, 3.5.1. Стандарта, его требования являются обязательными, 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в том числе осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Требования к материально- техническим условиям реализации Программы включают в себя, в том числе, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 3.6, 3.6.3 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы.

С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению безопасных условий обучения и воспитания охраны здоровья детей в соответствии с правилами пожарной безопасности, согласно требованиям Стандарта, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки <адрес>.

В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.

Основанием для предъявления настоящего искового заявление прокурор указал на функционирование Учреждения с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности, что препятствует реализации федерального государственного стандарта и, как следствие, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа воспитанников, в сфере образования.

Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения прав детей на получение качественного образования нашли свое подтверждение, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.

Суд, устанавливая срок для ГБДОУ «Детский сад » в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки <адрес> для приобретения необходимого для устранения нарушений имущества в соответствии с проектно-сметной документацией и его оснащения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, исходит из того, что данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

    Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что доводы искового заявления нашли свое подтверждение, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчиков соответствующих обязанностей, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом сроков, установленных судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Департамент образования и науки <адрес> (ИНН течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> "Детский сад " (ИНН ) для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> "Детский сад " (ИНН ) в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки <адрес> (ИНН на цели, указанные в первом пункте исковых требований, приобрести необходимое для устранения нарушений имущество в соответствии с проектно-сметной документацией и произвести его оснащение в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Мотивированный текст решения составлен 26 августа 2024 года.

Председательствующий                          Ю.В. Тесля

2-2881/2024 ~ М-2132/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Ответчики
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад № 21"
Департамент образования и науки г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Тесля Юлия Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее