Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-894/2023 ~ М-602/2023 от 23.03.2023

Дело № 2-894/2023

УИД 41RS0002-01-2023-001144-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края         18 апреля 2023 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                 Скурту Е.Г.,

при секретаре судебного заседания             Павленко Е.И.,

с участием представителя процессуального истца     Бляхера А.Л.,

представителя ответчика                    Катьяновой А.В.,

представителя третьего лица ООО «Устой-М»        Семенковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Елизовского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Елизовского муниципального района, в котором просил:

- возложить на администрацию Елизовского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 июля 2023 года разработать и утвердить проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»;

- возложить на администрацию Елизовского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 ноября 2023 года провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.

В обоснование иска указал на то, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами и , находящихся в собственности Елизовского муниципального района, установлены разливы жидкости, содержащей нефтепродукты, на общей площади 263 кв.м. ( – 155 кв.м., – 108 кв.м.). В связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства, 23 июня 2022 года Главе Елизовского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, ответчик к разработке проекта рекультивации земель не приступил, мер к рекультивации земельных участков не предпринял. В связи с непринятием мер к выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель ответчик привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. В рамках муниципального контракта № 53/2020 от 18 июля 2020 года ФИО3 проведены работы по сбору, транспортировке и обезвреживанию опасных отходов, содержащих нефтепродукты, а также строительного и бытового мусора, загрязненного нефтепродуктами в целях ликвидации угрозы разлива отходов нефтепродуктов. Проведение вышеуказанных работ не позволило устранить нарушение природоохранного законодательства в полном объеме, рекультивация земельных участков в соответствии с Правилами рекультивации, проведена не была. 05 октября 2021 года земельный участок с кадастровым номером по договору передан в аренду ООО «Устой-М». 23 июня 2022 года ООО «Устой-М» внесено представление в связи с установлением факта загрязнения нефтепродуктами указанного земельного участка. Согласно информации ООО «Устой-М» от 22 июля 2022 года в момент передачи земельного участка разлив нефтепродуктов невозможно было обнаружить в виду того, что на участке лежал снег, после поступления из природоохранной прокуратуры сообщения о разливе нефтепродуктов, сотрудниками ООО «Устой-М» был обследован участок и обнаружен разлив нефтепродуктов. Каких-либо работ арендатор на земельном участке не производил, специальная техника и автотранспорт не располагался и не хранился. В соответствии с расчетом размера вреда от 25 июля 2022 года, земельному участку с кадастровым номером в результате поступления загрязняющих веществ (нефтепродуктов) причинен вред на сумму 796851 руб. 90 коп., земельному участку с кадастровым номером - 555225 руб. 84 коп. В результате непринятия ответчиком мер по рекультивации загрязненных нефтепродуктами земельных участков допускается негативное воздействие на окружающую среду (почву, водный объект), тем самым нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхер А.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что испрашиваемый срок до 1 июля 2023 года и 1 ноября 2023 года является разумным, ответчик в течение длительного времени не принимает меры к рекультивации земельных участков, что негативно сказывается на окружающей среде.

Представитель ответчика администрации Елизовского муниципального района Катьянова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что требования истца ответчик не признает частично, поскольку ответчик не согласен со сроком выполнения рекультивации, который истец просит установить.

Представитель третьего лица ООО «Устой-М» Семенкова М.А. в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письме от 06 апреля 2023 года указал, что поддерживает в полном объеме требования прокурора.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело рассмотрено при данной явке.

    Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 51 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определено понятие охраны окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 14 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ, эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана, в том числе: провести после ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов рекультивационные и иные восстановительные работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 5 ст. 13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возлагаются обязанности, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 77 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - постановление Пленума № 49) указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).

Согласно Правилам под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2); разработка проекта рекультивации земель и их рекультивация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель (пункт 3); в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (пп. «а» пункта 4); рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5); рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).

Указанные нормы права возлагают на собственника земельного участка обязанность принимать меры, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения земель, включая проведение мероприятий по рекультивации загрязненных земель.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения ФИО4, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами и , находящихся в собственности администрации Елизовского муниципального района, выявлены факты нарушения (несоблюдения) требований ст. 42 ЗК РФ, которые выразились в том, что на указанных участках имеются разливы жидкости, содержащие нефтепродукты, что подтверждается актами от 26 мая 2022 года № 26/01-22 Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01 июня 2022 года, Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 июня 2022 года; протоколами испытаний от 20 июня 2022 года, от 10 июня 2022 года и экспертными заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений испытаний от 21 июня 2022 года ФИО9; фототаблицами; пояснительной запиской ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Камчатскому краю, государственного инспектора по использованию и охране земель по Камчатскому краю ФИО1

По результатам испытаний почвы в пробах установлено превышение загрязняющих веществ – нефтепродуктов, относительно фоновых значений; по результатам испытаний природных вод, в пробах установлено превышение загрязняющих веществ – нефтепродуктов и фенолов общих, относительно нормативных значений, кроме того, установлено превышение содержания взвешенных веществ.

Первоначально факт загрязнения земельных участков нефтепродуктами в результате демонтажа мазутохранилища был установлен в 2017 году.

Для устранения загрязнения, 13 июля 2020 года администрацией Елизовского муниципального района издано Распоряжение № 128 «О проведении мероприятий по ликвидации угрозы разлива отходов нефтепродуктов на территории бывшего <адрес>».

18 июля 2020 года между Управлением дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение и ФИО3 заключен муниципальный контракт № 53/2020 на выполнение работ по сбору, транспортировке и обезвреживанию опасных отходов, содержащих нефтепродукты, а также строительного и бытового мусора, загрязненного нефтепродуктами в целях ликвидации угрозы разлива отходов нефтепродуктов на мазутохранилище бывшего <адрес>».

Согласно актам от 09 сентября и 21 сентября 2020 года, опасные отходы содержащие нефтепродукты, строительный и бытовой мусор приняты и обезврежены (утилизированы).

Вместе с тем, после проведения прокурорской проверки в 2022 году, вновь были выявлены нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, в связи с чем, 23 июня 2022 года в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона.

На представление 14 июля 2022 года ответчиком дан ответ, из которого следует, что 28 июня 2022 года проведено выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами , и , в результате чего выявлено скопление воды, загрязненной предположительно нефтепродуктами, а также имеются загрязненные участки почвы предположительно нефтепродуктами. В адрес собственника, арендатора и пользователя земельных участков направлены уведомления о проведенном обследовании и требование о необходимости принять меры по ликвидации загрязнения земельного участка. На данный момент администрацией в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством, приняты меры по устранению выявленных нарушений.

24 октября 2022 года Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес администрации Елизовского муниципального района вынесено представление № 3438/22-02 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; кроме того постановлением от 24 октября 2022 года администрация Елизовского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 200000 руб., который оплачен 11 ноября 2022 года.

Земельный участок с кадастровым номером передан по договору аренды от 05 октября 2021 года ООО «Устой-М».

Как следует из сообщения ООО «Устой-М» от 16 июня 2022 года, при осмотре указанного земельного участка в момент его передачи каких-либо разливов нефтепродуктов невозможно было обнаружить ввиду того, что на данном земельном участке лежал снег. После сообщения Камчатской межрайонной прокуратуры был обследован земельный участок и действительно обнаружен разлив нефтепродуктов, который исходит с земельного участка с кадастровым номером . О причинах разлива Обществу ничего не известно, меры по ликвидации последствий будут приняты до 01 сентября 2022 года.

Решением Петропавловска-Камчатского городского суда от 30 августа 2022 года, вступившим в законную силу, удовлетворен иск и.о. заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО5 (собственнику земельного участка с кадастровым номером ), на последнего возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка, провести рекультивацию земельного участка.

Из расчета размера вреда (в стоимостной форме) причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения земель нефтепродуктами на территории мазутохранилища бывшего <адрес>» следует, что по земельному участку с кадастровым номером причинен вред в сумме 796851 руб. 90 коп., по земельному участку с кадастровым номером – в размере 555225 руб. 84 ко.

Из материалов дела следует, что ответчиком предпринимаются меры к выполнению мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, а именно: направлены запросы о предоставлении коммерческой информации на выполнение работ по разработке проекта рекультивации земель; получены предложения о разработке проекта рекультивации от компании ФИО6 ФИО7, ФИО8 ведутся переговоры; также направлен запрос в филиал ФИО9 о стоимости проведения лабораторных исследований для установления фоновых значений превышения нефтепродуктов в почве.

Вместе с тем, работы по рекультивации на поврежденных земельных участках ответчиком до настоящего времени не проведены, проект рекультивации с уполномоченным органом не согласован, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства в результате загрязнения принадлежащих ответчику земельных участков нашел свое подтверждение.

Обстоятельства загрязнения почвы и превышение в ней загрязняющих веществ, относительно нормативных значений, ответчиком не оспариваются.

Каких-либо возражений по поводу способа устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны ответчика не поступило.

Доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в представленных в материалы дела документах о наличии загрязнения почвы в виде превышении фоновой концентрации относительно предельно-допустимой концентрации содержания нефтепродуктов и фенолов в почве, в дело не представлены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таком положении, учитывая, что ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства в результате загрязнения указанных земельных участков нефтепродуктами установлен, требования заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что не проведение своевременных мероприятий по ликвидации последствий загрязнений земельных участков, напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а также угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются присуждение к исполнению обязанности в натуре, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом предполагаемой длительности и сложности необходимых работ, срок исполнения обязанностей по разработке проекта рекультивации и его утверждения до 1 июля 2023 года и срок проведения рекультивации до 1 ноября 2023 года, суд находит разумными и реальными.

Исходя из характера нарушения требований природоохранного и земельного законодательства, оснований для увеличения указанных сроков, о чем указывает ответчик, суд не находит.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования исполняющего обязанности заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Елизовского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.

Возложить на администрацию Елизовского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 июля 2023 года разработать и утвердить проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Возложить на администрацию Елизовского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 ноября 2023 года провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 апреля 2023 года.

Председательствующий         подпись            Е.Г. Скурту

Копия верна:

Судья                                Е.Г. Скурту

Секретарь                                Е.И.Павленко

2-894/2023 ~ М-602/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
Администрация Елизовского муниципального района
Другие
ООО "Устрой-М"
Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Скурту Екатерина Геннадьевна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
23.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Дело оформлено
01.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее