Дело № 2-1051/2024
УИД 53RS0022-01-2023-010664-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гунёвой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мальковой О.С.,
с участием представителя истца Васильева Д.В. и представителя ответчика Смирнова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Маловишерского района к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Маловишерского района обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее Общество) об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование, что Общество на праве аренды использовало земельный участок с кадастровым номером № площадью 51354 кв.м, расположенный по адресу: Новгородская область, Маловишерский район, зона в 4 км на запад от г. Малая Вишера и 0,7 км на юг от трассы Малая Вишера – Спасская Полисть, на котором располагался полигон твердых бытовых отходов. С 30 декабря 2021 года прекращен прием отходов на данном полигоне. Однако до настоящего времени Обществом не разработан проект рекультивации земель и не проведены работы по рекультивации, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Общество в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель для вышеуказанного земельного участка, а также провести работы по его рекультивации.
В ходе судебного разбирательства прокурор исключил из исковых требований возложение на Общество обязанности провести работы по рекультивации земель.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Маловишерского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца Васильев Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Смирнов С.Е. не согласился с иском в части срока исполнения решения суда, указав, что реальный срок разработки проекта рекультивации земель составляет семнадцать месяцев с учетом необходимости выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, согласования проекта рекультивации, проведения государственной экологической экспертизы, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Представитель Администрации Маловишерского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд на основании положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу положений ст.ст. 42, Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 4 ст. 12 названного Федерального закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пп. «а» п. 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в п. 3 данных Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 1 июля 2013 года между МБУ «Служба заказчика» и ООО «Экосервис» заключен договор №, на основании которого Обществу на срок до 30 июня 2018 года передан в арендное пользование полигон твердых бытовых отходов, общей площадью 50363 кв.м, расположенный по адресу: Новгородская область, Маловишерский район, зона в 4 км на запад от г. Малая Вишера и 0,7 км на юг от трассы Малая Вишера – Спасская Полисть на земельном участке с кадастровым номером № площадью 51354 кв.м, для ведения деятельности по складирования твердых бытовых отходов.
На основании договора аренды № 43-18 от 26 июля 2018 года Обществу на срок по 29 июля 2023 года на условиях аренды передан вышеуказанный земельный участок, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов.
Приказом Общества от 30 декабря 2021 года № 16 прекращен прием отходов на вышеуказанный полигон с 1 января 2022 года.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что Общество не приступало к разработке проекта рекультивации земель на используемом под полигон бытовых отходов земельном участке.
На основании вышеприведенных правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего спора суд приходит к выводу о том, что обязанность разработать проект рекультивации земель для земельного участка, использованного под полигон твердых бытовых отходов, подлежит возложению на Общество как на лицо, деятельность которого привела к деградации земель.
Разрешая вопрос о сроке исполнения такой обязанности, суд учитывает длительность бездействия Общества, которое в течение более двух лет после прекращения деятельности на земельном участке не предпринимало никаких мер к приведению его в надлежащее состояние.
Наряду с этим суд принимает во внимание необходимость скорейшего восстановления благоприятного состояния окружающей среды, в связи с чем соглашается с заявленным прокурором сроком для разработки проекта рекультивации земель.
Изложенные представителем доводы о недостаточности такого срока с учетом вышеизложенного во внимание не принимаются. Кроме того, в возражениях представителем указаны максимальные сроки для отдельных этапов разработки проекта рекультивации земель. При этом объективных сведений о невозможности разработать проект рекультивации земель в более короткий срок, чем заявлен Обществом, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Маловишерского района удовлетворить.
Обязать общество ограниченной с ответственностью «Экосервис» (ИНН №) в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект рекультивации земель для земельного участка с кадастровым номером № площадью 51354 кв.м, расположенного по адресу: Новгородская область, Маловишерский район, зона в 4 км на запад от г. Малая Вишера и 0,7 км на юг от трассы Малая Вишера – Спасская Полисть.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.С. Гунёва
Мотивированное решение составлено 3 мая 2024 года.