РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заволжск Ивановской области 10 мая 2023 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.
при секретаре Бариновой Е.П.
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Румянцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1068/2023 по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Кинешемский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором просил возложить на администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области обязанность в срок до 31 декабря 2023 года выполнить мероприятия по разработке и утверждению муниципальной программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, проведённой прокуратурой города, установлено, что ответчиком не разработана и не принята муниципальная программа в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории Кинешемского муниципального района.
Обращение с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов неопредёленного круга лиц, поскольку невыполнение требований к антитеррористической защищённости объектов, расположенных на территории Кинешемского муниципального района, не позволяет в полной мере обеспечить финансирование соответствующих мероприятий, что создаёт угрозу охраняемым правам и свободам неопределённого круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную окружающую среду жизнедеятельности.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Румянцева А.А. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным выше основаниям, уточнила требования в части срока их исполнения до 31 декабря 2023 года.
Представитель ответчика администрации Кинешемского муниципального района о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно п. 1 ст. 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий.
Законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма сформулированы в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации от 28.12.20018 г. № Пр-2665. Указанным Планом закреплено кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, к её осуществлению привлечены органы местного самоуправления.
К числу приоритетных задач, на решение которых направлены мероприятия Комплексного плана, в том числе отнесены:
- повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под её влияние;
- реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;
- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;
- развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.
В силу п. 7 раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Согласно п. 42 раздела III Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Согласно п. 32 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 29.05.2020 г. № Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относятся: в области законодательной деятельности – принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов; в области государственной национальной политики – разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму.
В соответствии с положениями ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:...1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком не разработаны и не утверждены соответствующие муниципальные программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которых было бы обеспечено необходимым финансированием, поэтому суд приходит к выводам о невыполнении администрацией Кинешемского муниципального района Ивановской области обязанностей, предусмотренных приведенными положениями вышеуказанных Федеральных законов, установив в связи с этим нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно сообщению от 04 апреля 2023 года за подписью главы Кинешемского муниципального района Ивановской области ФИО4 на представление прокурора в целях устранения допущенных нарушений ответчиком сообщено о принятых мерах по разработке указанной программы и планируемом её утверждении до конца 2023 года.
Приведённые обстоятельства не опровергаются ответчиком.
При таком положении, поскольку непринятие мер по разработке и утверждению муниципальной программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления на территории Кинешемского муниципального района Ивановской области ставит под угрозу благополучие и безопасность неопределённого круга лиц, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого это решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание объём работы, которую следует провести ответчику, суд полагает, что предложенный прокурором срок – до 31 декабря 2023 года, является разумным и при надлежащей организации позволит исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2023 года разработать и утвердить муниципальную программу в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Румянцева
Мотивированное решение составлено 17 мая 2023 года.