Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Терней 10 апреля 2019 г.
Тернейский районный суд Приморского края РФ в составе председательствующего судьи – Власовой Ю.В., при секретаре – Елсуковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тернейского муниципального района и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 1 п. Терней» Тернейского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тернейского муниципального района и МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях Тернейского муниципального района. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства в МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Заведующему МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» должностными лицами государственного пожарного надзора 27.04.2016 г. и 16.06.2017 г. выдавались предписания об устранении данных нарушений. Руководителем образовательного учреждения направлялись заявки в органы местного самоуправления на выделение денежных средств, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. 09.04.2018 г. прокуратурой района внесено представление главе Тернейского муниципального района об устранении нарушений закона, на которое 17.05.2018 г. представлена информация об отсутствии денежных средств на указанные цели в бюджете района на 2018 год. 29.12.2018 г. Администрацией Тернейского муниципального района на требование и.о. прокурора Тернейского района о предоставлении сведений и документов представлена информация об отсутствии денежных средств, запланированных в проекте бюджета на указанные цели на 2019 год, в связи с недостатком финансовых средств на текущее содержание учреждений. Непринятие мер по выделению денежных средств и устранению выявленных нарушений в течение длительного времени создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и персонала учреждения. Просит обязать Администрацию Тернейского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» для оборудования в нем автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» оборудовать учреждение автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств Администрацией Тернейского муниципального района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тернейского района Кадач А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Тернейского муниципального района Гриценко В.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, в возражениях на исковое заявление указав, что монтаж пожарной сигнализации и систем оповещения людей в случае возникновения пожара в образовательных учреждениях, в том числе в МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней», в соответствии с муниципальной программой был запланирован на 2018 г., однако мероприятия не были реализованы в связи с дополнительными финансовыми расходами на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В бюджет района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения, на 2019 год предусмотрены расходы на монтаж АПС в МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» в сумме 984 тыс. руб. В настоящее время заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на данные работы, после ее получения будет объявлен аукцион на монтаж сигнализации в учреждении. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель МКДОУ «Детский сад № 1 п. Терней» в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями согласился.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребёнка» государства -участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентности надзора.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В силу статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 32 указанного закона, здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и I инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 14.4 СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утв. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 175, на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3 степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
При этом, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (статья 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. (п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного закона).
Нормами ч. 7 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. п. 1.2, 1.3, 1.4 Устава МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней", утвержденного постановлением Администрации Тернейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" является муниципальным казенным образовательным учреждением. Учредителем организации и собственником ее имущества является Тернейский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Тернейского муниципального района.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно пунктов 1, 2 предписания № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданному 27.04.2016 г. МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" государственным инспектором Тернейского муниципального района по пожарному надзору, в помещениях учреждения отсутствуют автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установлен срок устранения нарушений – 01.05.2017 г. (л.д.27, 28).
Актом проверки № от 16.06.2017 г. установлено, что пункты 1, 2 указанного предписания не выполнены (л.д. 33, 34).
Предписанием №, выданным учреждению 16.06.2017 г. заместителем главного государственного инспектора Тернейского муниципального района по пожарному надзору, для устранения вышеуказанных нарушений установлен срок– 01.05.2018 г. (л.д.35, 36).
В связи с неустранением указанных нарушений пожарной безопасности в установленный срок и.о. прокурора Тернейского района 09.04.2018 г. на имя главы Тернейского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, на которое администрацией Тернейского муниципального района представлена информация об отсутствии денежных средств на указанные цели в бюджете района на 2018 г. (л.д.40-43).
На требование прокуратуры Тернейского района о предоставлении сведений и документов от 21.12.2018 г. получен ответ администрации Тернейского муниципального района от 29.12.2018 г. об отсутствии денежных средств, запланированных в проекте бюджета на указанные цели на 2019 год, в связи с недостатком финансовых средств на текущее содержание учреждений (л.д. 46-47).
Подпунктом 5.4 Приложения к муниципальной программе «Пожарная безопасность в бюджетных учреждениях Тернейского муниципального района на 2017-2019гг.», утв. Постановлением администрации Тернейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено мероприятие – монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей в случае пожара, замена устаревшей, изготовление проектно-сметной документации в МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" в 2018 г. на сумму 984 тыс. рублей (л.д.57-60).
14.03.2019 г. между МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" и ИП ФИО5 заключен муниципальный контракт №-Т1 на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по замене систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей при пожаре, срок выполнения работ 20 календарных дней с момента заключения контракта (л.д.61-62).
По информации финансового управления Администрации Тернейского муниципального района решением Думы Тернейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Думы Тернейского муниципального района от 25 декабря 2018 года № «Об утверждении бюджета Тернейского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» а также бюджетной росписью расходов района на 2019 год предусмотрены расходы на монтаж автоматической пожарной сигнализации в МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" в сумме 984 тыс. руб., в МКДОУ «Детский сад № 9 п. Пластун» - в сумме 748 тыс. руб. (л.д.63). Согласно информации управления образования администрации Тернейского муниципального района в январе 2019 г. выделены финансовые средства на монтаж АПС в МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней" в сумме 984 тыс. руб., в МКДОУ «Детский сад № 9 п. Пластун» - в сумме 748 тыс. руб., заключены контракты на разработку проектно-сметной документации в указанных учреждениях, после ее получения будут объявлены аукционы на монтаж АПС (л.д.64).
Таким образом, судом установлено, что требования законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени ответчиками не выполнены.
Надлежащих доказательств, что запланированные финансовые средства в сумме 984 тыс. рублей достаточны для проведения работ по монтажу АПС в МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней", суду не представлено. Проектно-сметная документация на выполнение работ отсутствует.
Доводы Администрации Тернейского муниципального района о том, что бюджетом района на 2019 г. предусмотрены расходы на монтаж автоматической пожарной сигнализации в МКДОУ "Детский сад № 1 п. Терней", не являются основанием для отказа в исковых требованиях, предъявленных к администрации Тернейского муниципального района об обязании обеспечить финансирование указанных работ, в силу следующего.
В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
С учетом вышеуказанных норм оплата заказчиком по договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляется после выполнения работ, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Указанный в исковых требованиях срок исполнения ответчиками обязанностей суд считает разумным и достаточным.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым исковые требования прокурора Тернейского района, предъявленные в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тернейского муниципального района и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 1 п. Терней» Тернейского муниципального района удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Тернейского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 п. Терней» Тернейского муниципального района для оборудования в нем автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 п. Терней» Тернейского муниципального района оборудовать учреждение автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств Администрацией Тернейского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Тернейский районный суд.
Судья Ю.В. Власова