Дело № 2-23/2022 (2-568/2022)
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2023 года г. Малмыж
Малмыжский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Петрова А.А.,
при секретаре Алалыкиной Е.Н., Хабибрахмановой Д.Д.,
с участием истца Колупаевой Е.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Малмыжский Муниципальный район Кировской области – Закизянова Р.Р, ответчика главы администрации муниципального образования Малмыжский Муниципальный район Кировской области – Симонова Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-23/2022 (2-568/2022) по исковому заявлению Колупаевой Елены Александровны к администрации Малмыжского района Кировской области о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда и отмены распоряжения администрации Малмыжского района в части установления сниженного размера ежемесячного денежного поощрения,
УСТАНОВИЛ:
Колупаева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Малмыжского района Кировской области о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда и отмены распоряжения администрации Малмыжского района в части установления сниженного размера ежемесячного денежного поощрения (Далее – ЕДП). В обоснование иска указано, что она является муниципальным служащим, работает в должности управляющего делами администрации Малмыжского района с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Малмыжского района от 26.08.2022 № 343-к муниципальным служащим администрации Малмыжского района за август 2022 года установлено ЕДП в размере 250% должностного оклада. Однако распоряжением администрации Малмыжского района от 26.08.2022 № 351-к ей установлен сниженный размер ЕДП в размере 140 % должностного оклада. В результате снижения ЕДП истец считает, что за август 2022 года ей недополучена заработная плата в размере 8 274,67 руб., сумма снижения является для нее значительной, поскольку составляет порядка 20 % от заработной платы.
Истец указывает, что Положение об оплате труда не содержит оснований и порядка снижения размера ЕДП, оценка эффективности ее работы и качества выполнения должностных обязанностей не производилась, с результатами ее не знакомили. Служебных проверок в отношении нее также не проводилось, дисциплинарные взыскания к ней не применялись. Причина снижения истцу размера ЕДП в правовом акте не мотивирована. Основания снижения размера ЕДП истцу не известны.
Учитывая изложенное, истец считает то размер ЕДП снижен главой администрации района произвольно, незаконно и необоснованно, нарушение своих трудовых прав расценивает, как дискриминацию. Неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который выразился в физических и нравственных страданиях, нервном стрессе, длительном переживании, была испорчена деловая репутация.
По изложенным основаниям просит суд признать незаконным и отменить распоряжение администрации Малмыжского района от 26.08.2022 № 351-к в части установления ей ЕДП в размере 140% должностного оклада; взыскать администрации Малмыжского района недополученную заработную плату в сумме 8 274,67 коп. за август 2022 года, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб..
В судебном заседании истец Колупаева Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что с распоряжением администрации Малмыжского района от 26.08.2022 № 351-к об установлении ЕДП в размере 140% должностного оклада, ее не ознакомили, она узнала о снижении ЕДП только при получении заработной платы и расчетного листка за август 2022 года. Служебные проверки по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей в отношении нее в данный период времени не проводились.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Малмыжского района Закизянова Р.Р. и ответчик - глава администрации Малмыжского района Симанов Э.Л. по исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, поддержав возражения на иск, согласно которым в силу норм действующего регионального законодательства и локальных нормативных актов в администрации Малмыжского района ежемесячное денежное поощрение выплачивается в целях повышения заинтересованности муниципальных гражданских служащих в результатах профессиональной служебной деятельности с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей, устанавливается работодателем, изменение его размера является правом работодателя, относится к его компетенции, который вправе оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в периоде, за который производится оплата. В данном случае размер ежемесячного денежного поощрения был уменьшен в связи с выявленными фактами неисполнения истцом должностных обязанностей. При этом порядок изменения размера ежемесячного денежного поощрения был соблюден.
Выслушав истца Колупаеву Е.А., ответчиков, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый работник имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
В силу статьи 132 Трудового кодекса РФ, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В статье 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) предусмотрено понятие муниципальной службы - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
К основным правам муниципального служащего в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ относится оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Оплата труда муниципальных служащих урегулирована главой 6 названного Федерального закона № 25-ФЗ, в статье 22 которой содержатся правовые предписания общие для муниципальных служащих, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения муниципального служащего, о его составных частях.
Структура денежного содержания муниципального служащего установлена статьей 22 Федерального закона № 25-ФЗ: из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 N 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области" (далее – Закон № 171-ЗО) предусмотрены общие принципы оплаты труда муниципального служащего, согласно которых оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К ежемесячным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячное денежное поощрение; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) ежемесячная надбавка за классный чин.
К иным дополнительным выплатам относятся: 1) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 2) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 3) материальная помощь.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области (часть 2 статьи 22 названного Закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 171-ЗО муниципальному служащему гарантируются, в том числе право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Пунктом 3 Постановления Правительства Кировской области от 12.04.2011 N 98/120 «О расходах на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, должностных лиц контрольно-счетных органов, муниципальных служащих, учитываемых при установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области» предусмотрено, что расходы на оплату труда муниципального служащего включают в себя денежное содержание, состоящее из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка за классный чин; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение - до 350 процентов должностного оклада; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере до двух должностных окладов; материальная помощь - в размере до одного должностного оклада.
Разделом 3 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области, утвержденного Решением Малмыжской районной Думы Кировской области № 10/25 от 05.02.2019 (далее – Положение), предусмотрен порядок оплаты труда муниципальных служащих, согласно которого денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 3.1.1 Положения). К ежемесячным выплатам относятся, в том числе ежемесячное денежное поощрение – до 300 процентов должностного оклада (п. 3.1.3.4 Положения).
Таким образом, нормативный акт органа местного самоуправления устанавливает ежемесячное денежное поощрение в качестве составной части денежного содержания муниципального служащего и предполагающей егоежемесячную выплату.
Пунктом 3.5 Положения предусмотрен порядок установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения, согласно которого он устанавливается муниципальному служащему в соответствии с действующим законодательством. Ежемесячное денежное поощрение подлежит выплате в целях материальной заинтересованности муниципальных служащих в результатах своей деятельности, повышения эффективности и качества выполнения своих должностных обязанностей. Ежемесячное денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим в процентном отношении от должностного оклада в размере, установленном подпунктом 3.1.3.4. пункта 3.1.3 Положения, в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда на эти цели. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему устанавливается распоряжением руководителя соответствующего органа местного самоуправления. Ежемесячное денежное поощрение начисляется пропорционально отработанному времени муниципальным служащим одновременно с заработной платой. Ежемесячное денежное поощрение учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Как следует из материалов дела и установлено судом Колупаева Е.А. работает в администрации муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях муниципальной службы, с ДД.ММ.ГГГГ в должности управляющей делами администрации Малмыжского района, которая относится к группе высших должностей муниципальной службы.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № Колупаевой Е.А. установлено денежное содержание, которое состоит из должностного оклада 6710 в месяц с последующей индексацией в порядке, установленном федеральными и областными нормативными правовыми актами; ежемесячных выплат: ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе – до 30 % должностного оклада, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы – до 200 % должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение – до 300 %, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий – до 33,3% должностного оклада, ежемесячная надбавка за классный чин - в зависимости от классного и чина; дополнительных выплат: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – до 2 должностных окладов, материальная помощь – до 1 должностного оклада.
Распоряжением главы Малмыжского района от 26.08.2022 N 351-к, в соответствии с решением районной Думы Малмыжского района Кировской области от 05.02.2019 № 10/25 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области» Колупаевой Е.А., управляющей делами администрации Малмыжского района, установлена выплата ежемесячного денежного поощрение за август 2022 год в размере 140% должностного оклада, основанием указана объяснительная Колупаевой Е.А.
Вместе с тем, из анализа приведенного выше законодательства, регулирующего оплату труда муниципальных служащих, следует, что федеральный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, весьма ясно и недвусмысленно указывает на то, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, что не предполагает возможность перераспределения указанного нормотворческого полномочия представителям нанимателя (работодателю).
Вопреки требованиям федерального законодателя районная Дума Малмыжского района Кировской области своим нормативным актом – решением № 10/25 от 05.02.2019 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области», предоставив право представителю нанимателя (работодателю) локальным правовым актом регулировать данный вопрос, не установил объективных критериев, условий для увеличения, либо снижения ежемесячного денежного поощрения. Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. N 53-АПГ17-34.
Учитывая, что распоряжением главы Малмыжского района от 26.08.2022 N 343-к, муниципальным служащим администрации за август 2022 года выплачено ежемесячное денежное поощрение в размере 250 процентов должностного оклада, установление Колупаевой Е.А. выплаты ежемесячного денежного поощрение за август 2022 год в размере 140% должностного оклада, по мнению суда, является явным его снижением относительно других муниципальных служащих администрации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией Малмыжского района не доказана правомочность уменьшения ежемесячного денежного поощрения своему работнику.
Доводы ответчиков о том, что размер ежемесячного денежного поощрения за август 2022 год в размере 140% Колупаевой Е.А. установлен в связи с ненадлежащим исполнением ею своих должностных обязанностей, в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения. Доказательств неисполнения, либо ненадлежащего исполнения Колупаевой Е.А. своих должностных обязанностей, полученных в соответствии с Положением о порядке проведения служебных проверок, утвержденного Распоряжением администрации Малмыжского района от 17.10.2012 №74, суду не представлено, служебные проверки в отношении Колупаевой Е.А. не проводились. Установление фактов ненадлежащего исполнения Колупаевой Е.А. своих должностных обязанностей в судебном заседании не входит в полномочия суда.
Кроме того, в нарушение требований ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем не выполнена обязанность по ознакомлению Колупаевой Е.А. под роспись с принятым распоряжением № 351-к от 26.08.2022, непосредственно связанным с ее трудовой деятельностью.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, распоряжение администрации № 351-к от 26.08.2022 о снижении ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему свидетельствует о произвольном характере принятого работодателем решения и как следствие, о нарушении норм трудового законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконным и подлежащим отмене распоряжение главы администрации Малмыжского района Симонова Е.Л. № 351-к от 26.08.2022 в части установления истцу ЕДП в размере 140% должностного оклада, в связи с чем требования Колупаевой Е.А. о взыскании недополученной заработной платы за август 2022 года в сумме 8 274, 67 руб. с администрации Малмыжского района подлежат удовлетворению.
Расчет денежных сумм, приведенный истцом, судом проверен, сомнений не вызывает, выполнен в соответствии с положениями действующего законодательства, с установленным размером должностного оклада муниципального служащего, его правильность подтверждена ответчиком.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установленный судом факт нарушения трудовых прав Колупаевой Е.А, в частности, права на справедливое вознаграждение за труд, свидетельствует о причинении истцу морального вреда неправомерными действиями ответчика и является основанием для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца.
Исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины работодателя, характера нарушения прав истца и причиненных ей нравственных страданий, требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с администрации Малмыжского района, суд определяет в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 26.08.2022 № 351-░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 140 % ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 274 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 67 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░