14RS0035-01-2022-010313-31
Дело №2-6128/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 12 июля 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Никифоровой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к ЯМО по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) об отсрочке взыскания уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что ____ судебным приставом-исполнителем постановлено взыскать с Министерства исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Должник производит все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда, но ввиду неясности имеются трудности по исполнению судебного акта. Уплата исполнительского сбора будет возможно в следующем финансовом году после планирования расходной части финансового обеспечения.
В судебном заседании представитель истца Парников К.Д. (по доверенности) заявление поддержал, ссылаясь на те же доводы. Просил отсрочить взыскание исполнительского сбора до ____
Судебный пристав-исполнитель ЯМО по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) Нифодьева В.Н. пояснила, что должник в установленный срок требования исполнительного документа не исполнил, оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от ____ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона от ____ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Федерального закона от ____ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ____ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
При применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ____ N 50).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановление от ____ N 13-П).
Из материалов дела следует, что по делу №а-6562/2021 суд постановил: Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем согласования в установленном действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки с Федеральным агентством лесного хозяйства направлений осуществления расходов бюджета Республики Саха (Якутия), на финансовое обеспечение которых на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 г. г. предоставляются субвенции из федерального бюджета, и объемов расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий в области лесных отношений, включающих мероприятия по увеличению численности лесопожарных формирований Республики Саха (Якутия), пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения, инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров до утвержденных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации; обязать Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем принятия в срок до ____ мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от ____ №, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от ____ №, путем софинансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) мероприятия по оснащению специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, предусмотренного основным мероприятием №.5 «Реализация регионального проекта «Сохранение лесов» подпрограммы № «Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ____ №; обязать Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем принятия в срок до ____ мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от ____ №, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от ____ №, путем организации осуществления на землях лесного фонда Колымского лесничества и Индигирского лесничества охраны лесов от пожаров с использованием авиационных средств (авиационного обнаружения и тушения).
____ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
____ судебным приставом-исполнителем ЯМО по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в размере 50 000 рублей.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ____ №-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок и без уважительных причин. При этом Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи.
Из разъяснений, приведенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ____ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что лица (помимо субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (предусматривающего, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности), если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Учитывая, что должник является органом государственной власти, суд считает возможным удовлетворить заявление и отсрочить взыскание исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя до ____.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Отсрочить взыскание исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) от ____ № (по административному делу по административному иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия в части принятия мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в области предупреждения и тушения лесных пожаров, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц) до ____.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: п/п И.В.Ефремов
Копия верна:
Судья И.В.Ефремов
Секретарь Я.В.Никифорова
Решение принято в окончательной форме 12 июля 2022 г.