Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-472/2021 от 28.06.2021

Дело №12-472/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Киров 29 ноября 2021 года

Судья Ленинского районного суда г.Кирова Куликова Л.Н., при секретаре Михеевой Е.С.,

с участием Степченкова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степченкова А. В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 25.05.2021 №13-45/40-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.05.2021 №13-45/40-21 начальник лаборатории АО «Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники» (АО «НИИ СВТ») Степченков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Степченков А.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указано, что правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления – является незначительным, а кроме того, связанным с нарушением должностным лицом порядка отбора проб вещества. У должностного лица не было умысла на сокрытие отходов, правонарушение не повлекло наступления общественно-опасных последствий. Считает, что совершенное правонарушение является малозначительным. Кроме того, нарушен порядок отбора проб – при отборе проб не присутствовали понятые, видеозапись отбора не осуществлялась. Положенное в основу принятия решения о назначении административного наказания экспертное заключение филиала ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ПФО» - ЦЛАТИ по Кировской области не является допустимым доказательством по делу, получено с нарушением закона. Просит отменить постановление №13-45/40-21, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании Степченков А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Не оспаривая состав вменяемого административного правонарушения, просит применить ст.2.9 КоАП РФ, освободить его от административной ответственности с объявлением устного замечания, пояснив, что после проведенной проверки все нарушения устранены, отходы утилизированы, что подтверждается договором на утилизацию от 13.10.2021 и актом выполненных работ от 28.10.2021, фотоотчетом, ответом на предписание Росприроднадзора от 16.11.2021.

Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв на жалобу.

Рассмотрев доводы жалобы, заслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 16.02.2021 №32-К, плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год Кировская область, в отношении АО «НИИ СВТ» по объекту, расположенному по адресу: г.Киров, ул.Мельничная, д.31, в период с 11.03.2021 по 31.03.2021 была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 14.04.2021 №198-ПКК, согласно которому было установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении (хранении) отхода «извести некондиционной» 4 класса опасности, а именно – осуществлена деятельность по размещению (хранению) отхода «извести некондиционной» 4 класса опасности способом, не соответствующим требованиям ст. 11 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В связи с выявленными нарушениями 12.05.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Бересневой А.И. в отношении начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. составлен протокол №13-45/39-21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что в действиях начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

АО «НИИ СВТ» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного акционера АО «НИИ СВТ» 29.06.2018.

АО «НИИ СВТ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29.06.2015, осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: г.Киров, ул.Мельничная, д.31. Объект НВОС АО «НИИ СВТ» поставлен на учет, как объект негативного воздействия на окружающую среду 17.12.2016 с присвоением кода объекта НВОС 33-0143-001012-П, и относится к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду.

В рамках проведения плановой проверки объекта НВОС АО «НИИ СВТ» при осмотре мест накопления отходов производства и потребления зафиксировано, что в помещении для приготовления известкового молока очистных сооружений, зафиксировано накопление «неизвестного отхода» темного цвета. Отход накапливается в открытом бетонном бункере (известковой яме). Оборудование (элеваторный ковш ЦС-320), предназначенное для извлечения извести из бункера законсервировано в августе 2011.

23.03.2021 специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии государственного инспектора в области охраны окружающей среды и начальника лаборатории по контролю производства Степченкова А.В. произведен отбор проб образованного отхода с целью определения компонентного/морфологического состава и класса опасности (протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 23.03.2021 №01).

По результатам испытаний пробы отходов методом биотестирования от 29.03.2021 №90-О отобранная проба отхода относится к 4 классу опасности, соответствует отходу «известь некондиционная» (код по ФККО 345 21131214).

Главный инженер АО «НИИ СВТ» Ковалев С.В. в объяснении от 31.03.2021 указал, что известь для приготовления известкового молока была завезена, ориентировочно более 10 лет назад. В августе 2011 года было принято решение о консервации элеватора ЦС-320, предназначенного для погрузки извести.

С 2011 года известь из известковой ямы предприятием не использовалась, так как согласно технологической инструкции по эксплуатации очистных сооружений для нейтрализации сточных вод используется известь негашеная строительная (ГОСТ 9179-77). Согласно ГОСТ 9179-77 срок хранения извести 30 суток.

В ходе проверки и на момент возбуждения дела об административном правонарушении, документов, в том числе бухгалтерского учета, подтверждающих возможность использования извести, утратившей потребительские свойства в связи с истекшим сроком годности, в дальнейшем в качества товарной продукции, для иных работ (услуг) на предприятии не представлено. Следовательно, должностное лицо пришло к выводу, что в связи с отсутствием разработанной на предприятии технологической документации на использование извести с истекшим сроком годности к отходам производства и потребления.

В нарушение требований ст.11, 12 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», АО «НИИ СВТ» осуществлена деятельность по размещению (хранению) отхода «извести некондиционной» 4 класса опасности способом, не соответствующим вышеуказанным требованиям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, АО «НИИ СВТ» осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов «извести некондиционной» 4 класса опасности.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, а именно:

запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов, а именно:

на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно положению о лаборатории по контролю производства от 15.06.2020 №198 начальник лаборатории обеспечивает соблюдение в деятельности Общества законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Таким образом, начальником лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченковым А.В. допущено неисполнение обязанности по размещению (хранению) отхода «извести некондиционной» 4 класса опасности способом, не соответствующим вышеуказанным требованиям, за совершение которого правонарушения предусмотрена административная ответственность, предусмотренная частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Состав вменяемого должностному лицу АО «НИИ СВТ» Степченкову А.В. правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом об административном правонарушении 12.05.2021 №13-45/39-21;

- приказом Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 16.02.2021 №32-К;

- планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год Кировская область, утвержденного приказом Западно-Уральского межрегионального управления от 30.10.2020 №895-П с изменениями, внесенными приказами от 14.12.2020 №1061-П, от 31.12.2020 №1150-П.

- актом проверки от 14.04.2021 №198-ПКК.

Действия начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. верно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа для должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно положениям, изложенным в пункте 4 части 1 статьи 15 Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

Положениями части 6 статьи 12 Федерального закона №294-ФЗ определено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки требования указанных выше норм закона должностными лицами Росприроднадзора нарушены не были, так как отбор проб промышленных выбросов и отбор проб отходов производства и потребления, образуемых на территории АО «НИИ СВТ» был осуществлен специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», которая является аккредитованной экспертной организацией, и была привлечена к проведению контрольно-надзорного мероприятия в соответствии с приказом о проведении проверки.

Довод жалобы о нарушении положений статей 26.5, 27.10 КоАП РФ является несостоятельным, поскольку изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, не производилось, отбор проб выполнялся в рамках плановой выездной проверки, дело об административном правонарушении возбуждено позднее.

Доводы о том, что процедура оформления и проведения экспертизы, предусмотренная нормами КоАП РФ, не соблюдена, необходимые постановления и определения не составлялись, права и обязанности эксперту ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» не разъяснялись, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт не предупрежден, являются голословными, опровергаются представленными административными материалами.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании, в заключении экспертной организации, подготовленной филиалом «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по Приволжскому федеральному округу» представлены сведения о лицах, которым поручено проведение экспертизы, указаны их фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность, таким образом соблюдены требования пункта 1 статьи 25.9 КоАП РФ, предусматривающей привлечение в качестве эксперта любого не заинтересованного в исходе дела совершеннолетнего лица, обладающего специальными познаниями, достаточными для проведения экспертизы и дачи заключения.

Проверив доводы жалобы об освобождении Степченкова А.В. от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, суд приходит к следующему.

Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание характер, степень и обстоятельства допущенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, устранение выявленных нарушений, то, что действия начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. не повлекли вредных последствий для государства и общества, не нанесли ущерба государственным и общественным интересам, интересам конкретных граждан, учитывая, что исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, суд приходит к выводу, что хотя действия должностного лица и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом всех обстоятельств дела, характера правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, суд полагает возможным в силу статьи 2.9 КоАП РФ признать совершенное Степченковым А.В. деяние малозначительным и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ о результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного оспариваемое постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении начальника лаборатории АО «НИИ СВТ» Степченкова А.В. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 2.9, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 25.05.2021 №13-45/40-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степченкова А. В. - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Степченкова А. В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от административной ответственности освободить.

Объявить Степченкову А. В. устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                             Куликова Л.Н.

12-472/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Степченков Алексей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Куликова Л.Н.
Статьи

ст.8.2 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--kir.sudrf.ru
28.06.2021Материалы переданы в производство судье
30.06.2021Истребованы материалы
01.10.2021Поступили истребованные материалы
26.10.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.12.2021Вступило в законную силу
13.01.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее