Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4788/2024 от 16.05.2024

2-4788/2024

10RS0011-01-2024-000015-28

З А О Ч Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2024 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Помазаевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Элбакидзе ИО к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Элбакидзе Т.А. обратилась с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда по следующим основаниям. Истец занимала должность <данные изъяты> с 28.03.2022 по 16.06.2023. 16.06.2023 служебный контракт с истцом был расторгнут, и истец была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Денежная компенсация за неиспользованный отпуск, выплаченная при увольнении, а также денежное содержание во время нахождения в отпуске в 2022 и 2023 году выплачены истцу не в полном объеме, без учета средств материального стимулирования в связи с тем, что они в соответствии с ч. 10 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ отнесены, по мнению представителя нанимателя, к другим выплатам и произведены сверх установленного фонда оплаты труда, а, следовательно, не входят в выплаченное денежное содержание. В связи с невыплатой денежного содержания в полном объеме, истец испытывала моральные, нравственные страдания и переживания в связи с неполучением заработанных денежных средств, так как качество жизни существенно снизилось: истец была лишена возможности вести привычный образ жизни, исполнять в полном объеме принятые на себя обязательства. Размер компенсации морального вреда истец оценивает в сумму 10.000 руб. Истец просит взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия: невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 29.594 руб. 49 коп., невыплаченные суммы отпускных выплат за 2023 год в размере 3.931 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб.

Истец Элбакидзе Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Элбакидзе Т.А. – Стецюн А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования. Просил взыскать в пользу истца с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 25.422 руб. 34 коп., невыплаченные суммы отпускных выплат за 2023 год в размере 3.931 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб. 00 коп., расходы на оказание юридической помощи в размере 20.000 руб. 00 коп., расходы на оформление доверенности в размере 2.000 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере 621 руб. 00 коп. В обоснование размера компенсации морального вреда указал на наличие у истца тяжелого заболевания.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее был представлен отзыв, в котором указано, что средства материального стимулирования представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам вне рамок установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего. Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование не входит в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, не относится ни к премиям, ни к материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда. Выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, носит стимулирующий характер. Поскольку средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания истца, соответственно, они не могут учитываться при выплатах за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Указано, что расчет с истцом произведен в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562. Средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в денежное содержание гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, с связи с чем, эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания истца для исчисления отпускных выплат. Учитывая, что требования о взыскании недоплаченных денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск являются необоснованными, не подлежит взысканию и компенсация морального вреда. Кроме того, из текста искового заявления не усматривается обоснование компенсации морального вреда, доказательств существенного снижения качества жизни истца. В связи с чем, полагает заявленную сумму компенсации морального вреда чрезмерной. Просит отказать Элбакидзе Т.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд полагает возможным, руководствуясь положениями ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Элбакидзе Т.А. с 28.03.2022 состояла в трудовых правоотношениях и проходила государственную гражданскую службу УФНС РФ по РК, на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ в должности <данные изъяты>

16.06.2023 истец была уволена с государственной гражданской службы на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с выходом на государственную пенсию.

При увольнении УФНС РФ по РК были начислены и выплачены причитающиеся в связи с увольнением с государственной гражданской службы в государственном органе выплаты и компенсации, предусмотренные ФЗ № 79-ФЗ, в т.ч. компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие.

Истец в обоснование заявленных требований указывает, что при расчете отпускных в период службы, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены суммы стимулирующих выплат.

Согласно положениям ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №79-ФЗ).

В силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил.

В соответствии с абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу абз. 1 п. 8 Правил в случаях, предусмотренных «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, месячного денежного содержания за 1 месяц.

Данным пунктом (абз. 2) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных «а» - «г» п. 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных п.п. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В п. 2 Правил конкретизированы положения ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.

Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в п. 2 Правил не упомянуты.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, которой предусмотрено, что при формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, устанавливающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Доводы стороны ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, которые ежеквартально определяют механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

На основании изложенного, учитывая приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Истец указывает, что за отпуск продолжительностью 12 календарных дней в феврале 2023 года ей начислено 31.449 руб. 28 коп., вместо 35.380 руб. 32 коп., представлен расчет подлежащих уплате суммы отпускных выплат за отпуск в феврале 2023 года: ((10.716 руб. (должностной оклад) + 10.615 руб. (оклад за классный чин) + 3.215 руб. (надбавка за выслугу лет) + 1.608 руб. (надбавка за особые условия службы) + 3.215 руб. (ежемесячное денежное поощрение) + 60.677 руб. 65 коп. (доп. выплаты за предшествующий год без учета единовременной выплаты к отпуску и средств материального стимулирования) /12) х 1,65 (районный коэффициент и процентная надбавка)) + 355.018 руб. 21 коп. (средства материального стимулирования за предшествующий год)/12)) / 29,3 (среднее число календарных дней в месяце) х 12 (количество дней) = 35.380 руб. 32 коп.

Невыплаченная сумма отпускных выплат за 2023 год составляет 3.931 руб. 04 коп. = 35.380 руб. 32 коп. - 31.449 руб. 28 коп.

Компенсацию за неиспользованный отпуск продолжительностью 38,08 календарных дня в июне 2023 года истцу начислена в размере 81.849 руб. 15 коп., вместо 107.271 руб. 49 коп. Представлен расчет подлежащей уплате суммы компенсации за отпуск в июне 2023 года: (10.716 руб. (должностной оклад) + 10.615 руб. (оклад за классный чин) + 3.215 руб. (надбавка за выслугу лет) + 1.608 руб. (надбавка за особые условия службы) + 3.215 руб. (ежемесячное денежное поощрение) + 62.882 руб. 76 коп. (доп. выплаты за предшествующий год без учета единовременной выплаты к отпуску и средств материального стимулирования) / 12) х 1,65 (районный коэффициент и процентная надбавка)) + 305.195 руб. 64 коп. (средства материального стимулирования за предшествующий год) /12)) / 29,3 (среднее число календарных дней в месяце) х 38,08 (количество дней) = 107.271 руб. 49 коп.

Доплата истцу к компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, по расчету истца, составила в размере 25.422 руб. 34 коп. = 107.271 руб. 49 коп. - 107.271 руб. 49 коп.

В ходе рассмотрения дела ответчиком расчет истца не оспорен.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь п. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Элбакидзе Т.А. задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в феврале 2023 года в размере 3.931 руб. 04 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 25.422 руб. 34 коп.

В части требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, поскольку кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст.21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

На основании изложенного, суд считает требования истца о взыскании компенсации морального вреда обоснованным, так как судом установлены нарушения прав истца как работника на выплату денежного содержания в полном размере, суд учитывает характер допущенных нарушений, длительность срока нарушений, степень вины работодателя, характер причиненных работнику нравственных страданий, полагает необходимым определить ко взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб. 00 коп.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 20.000 руб. 00 коп., что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 29.12.2023, актом от 04.03.2024, чеком № 2006822mkc от 04.03.2024 на сумму 20.000 руб. 00 коп., расходы по оформлению доверенности в размере 2.000 руб. 00 коп., что подтверждается доверенностью, квитанцией от 09.02.2024 на сумму 2.000 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере 621 руб. 00 коп., что подтверждается кассовыми чеками на сумму 325 руб. 00 коп. от 29.12.2023, на сумму 36 руб. 00 коп. от 29.12.2023, на сумму 260 руб. 00 коп. от 29.12.2023.

В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; расходы на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В силу положений со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации почтовые расходы суд признает необходимыми расходами, и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца указанные расходы в размере 621 руб. 00 коп.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Принимая во внимание, что доверенность серии 10 АА 1150316, выданная истцом не содержит указание на представление ее интересов представителем в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу, то требования истца в части взыскания расходов за составление доверенности в размере 2.000 руб. 00 коп. удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ указанно, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что в рамках заключенного договора на оказание юридических услуг от 21.01.2016 № 1 представителем Стецюн А.С. были оказаны истцу следующие услуги: подготовка искового заявления с расчетом взыскиваемой денежной суммы, представление интересов истца в судебных заседаниях в Петрозаводском городском суде РК: 12.02.2024, 25.06.2024, подготовка ходатайств, подготовка заявления об изменении исковых требований с расчетом взыскиваемой денежной суммы.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие факт оказания юридических услуг и несение истцом расходов на их оплату, характер рассматриваемого спора, учитывая сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, количество и продолжительность судебных заседаний, присутствие представителя истца в судебных заседаниях, суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20.000 руб. 00 коп. отвечает требованиям разумности и подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает, что ответчиком, в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, подтверждающих чрезмерность взыскиваемых с них расходов на оплату услуг представителя, не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 234, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Элбакидзе ИО к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ИНН 1001048511) в пользу Элбакидзе ИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 25.422 руб. 34 руб., невыплаченные суммы отпускных выплат за 2023 год в размере 3.931 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 20.000 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере 621 руб. 00 коп.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в адрес Петрозаводского городского суда Республики Карелия заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а иными лицами в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 08.07.2024.

2-4788/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Элбакидзе Татьяна Александровна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
Другие
Стыцюн Андрей Сергеевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.05.2024Передача материалов судье
16.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
15.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее