Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-1/2023 (11-58/2022;) от 08.11.2022

Дело № 11-1/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с. Корткерос                   08 февраля 2023 года

    

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием помощника прокурора Елфимовой Д.М., ответчика Лоскутова В.В. (путем видеоконференц- связи), рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лоскутова В.В. на решение мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от <дата> по делу ХХХ, которым с Лоскутова В.В. в пользу ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» взыскана сумма затрат, связанных с оказанием медицинской помощи потерпевшему в размере <...> руб., а также в доход бюджета МР «Корткеросский» государственная пошлина.

Исследовав материалы дела, заслушав лицо, подавшее жалобу, помощника прокурора, суд апелляционной инстанции

установил:

Прокурор Корткеросского района, действуя в интересах ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», обратился к мировому судье с иском к Лоскутову В.В. о взыскании в доход ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» затрат, связанных с оказанием медицинской помощи потерпевшей ФИО5, в размере <...> руб. В обоснование заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что Лоскутовым В.В. <дата>, <дата>, <дата>, <дата> ФИО5 были причинены <...>, в связи с чем она обращалась для оказания медицинской помощи в <...>, а также проходила лечение в <...> На лечение потерпевшей были затрачены средства ГБУ ТФОМС РК в испрашиваемой сумме.

Мировым судьей Корткеросского судебного участка Республики Коми по делу принято указанное выше судебное решение.

В апелляционной жалобе Лоскутов В.В. просит отменить решение мирового судьи Корткеросского судебного участка РК и направить дело на новое судебное рассмотрение в ином составе с подачей заявления надлежащим ответчиком. В обоснование доводов указав, что фонд страхования является самостоятельной юридической структурой и обязан сам выходить в суд с исковыми требованиями, также считает взысканную сумму затрат на лечение завышенной, т.к. лечение было проведено с превышением необходимого перечня обследований по причинениям вреда здоровью.

В судебном заседании Лоскутов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, также не согласившись с тем, что потерпевшую Бушеневу переводили из <...> иные лечебные учреждения.

Помощник прокурора Елфимова Д.М. считает решение принятое мировым судьей законным и обоснованным.

ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РК» (далее- ГУ ТФОНМ РК) надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание своего представителя не направило.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (стст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Выслушав Лоскутова В.В., поддержавшего жалобу, помощника прокурора Елфимову д.М., полагавшего решение мирового судьи законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 7, подпунктом 8 пункта 1 статьи 11, статьи 17 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту – Закон № 165-ФЗ) необходимость получения медицинской помощи является видом социальных страховых рисков. Страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов. Одним из источников поступления денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.

В силу части первой статьи 3, ст.12, ч.2 ст.13 Закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 7, пп.11 п.8 раздела III положения о ГУ ТФОНМ РК, утвержденном Постановлением Правительства РК от 24.06.2011 № 276 (далее по тексту - Положение) территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", настоящим положением, законом о бюджете территориального фонда. Территориальный фонд вправе предъявлять иски к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.

Территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Коми, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пп.2 п.8 Положения);

Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования направляются медицинским учреждениям в счет оплаты за оказанную ими застрахованным гражданам медицинскую помощь на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования.

Согласно ч. 1, 3, 5 ст. 31 Закона № 326-ФЗ расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве (далее - медицинская помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица. Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации. Иск о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью и связанных с ними расходов страховой медицинской организации предъявляется в порядке гражданского судопроизводства.Судом установлено, что приговором мирового судьи <...> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, оставленным в силе определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от <дата>, Лоскутов В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <...> УК РФ, с назначением наказания в виде <...>, за умышленное, на почве личной неприязни, причинение <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> <...> ФИО5, <...> В результате противоправных действий Лоскутова В.В. ФИО5 были причинены <...>.

Согласно выводам заключения эксперта ХХХ, из материалов уголовного дела ХХХ, у гражданки ФИО5 при обращении за медицинской помощью и дальнейшем прохождении лечения обнаружено: <...> <...>

Из представленных материалов дела следует, что в связи с причинением вреда здоровью ФИО5 была оказана медицинская помощь за счет средств бюджета ТФОМС: в <...> в период с <дата> по <дата>, стоимость лечения составила <...> руб. (<...>) и <...> руб. (<...>) <...>

В соответствии со ст. 1064, 1081 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В силу ст. 38 Закона № 326-ФЗ страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.

Исследованными в судебном заседании материалами дела подтвержден факт причинения ФИО5 по вине Лоскутова травм и факт их лечения за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Сведения о причинах оказания медицинской помощи, с учетом содержания представленного приговора суда, в части даты причинения повреждения и характера повреждений, не противоречат данным о характере оказанной медицинской помощи. Сведений о наличии травм и заболеваний, которые могли быть причинены при обстоятельствах, не связанных с преступлением, и могли являться поводом для оказания медицинской помощи, судом не установлено. По сведениям ГУ ТФОНМ РК от <дата> следует, что оплата медицинской помощи в условиях стационара за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется за законченный случай лечения заболевания, включенный в соответствующую клинико-статистическую группу заболеваний (далее- КСГ), указанных в справках-реестрах. В рассматриваемом случае, в справках-реестрах по оплате за оказанные медицинские услуги, приобщенных к исковому заявлению прокурора указаны, в т.ч. в <...> указан код <...>

В соответствии с представленными документами, справками –реестрами к счетам по оплате за оказанные медицинские услуги, актами, платежными поручениями, на лечение ФИО5 затрачены денежные средства ГУ ТФОМС РК в общем размере <...> руб.

Факты перечисления денежных средств в указанном размере подтверждены документально.

Доказательств иного размера ущерба, причиненного ТФОМС Республике Коми, что стоимость лечения им оплачена, суду ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не наделен правом обращения в суд с иском в интересах ГБУ "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования", подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду нижеследующего.

Согласно п. 2 ч. 7 ст. 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в т.ч. аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 326-ФЗ целевые средства страховой медицинской организации формируются за счет средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Часть 2 указанной нормы права предусматривает, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования. Часть 3 этой же нормы права устанавливает, что получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из анализа вышеприведенных нормативных актов, а также положений Закона № 326-ФЗ следует, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку финансовые средства указанного фонда являются собственностью Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в интересах государства о взыскании с виновных лиц расходов, осуществленных на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, разрешая спор по существу и принимая оспариваемое решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пришел к выводу о взыскании с Лоскутова расходов фонда обязательного медицинского страхования на лечение потерпевшей в размере 31 428,66 руб.

Доводы Лоскутова В.В. о неправомерности перевода потерпевшей Бушеневой из Корткеросской ЦРБ в иные леченые учреждения суд апелляционной инстанции считает необоснованным.

В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, в т.ч Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вид, способ и объем оказания медицинской помощи определяется лечащим врачом, в т.ч. при отсутствии специалистов решения об оказании медицинской помощи принимается медицинской организацией. Кроме того, действия медицинских сотрудников по направлению потерпевшей в иное медицинское учреждение не обжаловались, незаконными не признавались.

В соответствии с положениями ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При этом, поскольку Лоскутовым В.В. доказательств имущественного положения или других оснований для снижения размера или освобождения в суд первой инстанции при наличии возможности не было предоставлено, оснований для снижения размера госпошлины либо освобождения от ее уплаты отсутствуют.

При рассмотрении дела мировым судьей правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного заявителем способа защиты нарушенного, по его мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.

Выводы мирового судьи мотивированы в судебном решении, основаны на правильно примененных нормах материального права, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым судья в решении дал надлежащую оценку.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным, и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к его отмене.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

определил:

решение мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от <дата> по делу ХХХ оставить без изменения, апелляционную жалобу Лоскутова В.В.- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Буян Э.Ф.

11-1/2023 (11-58/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГБУ РК "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
Прокурор Корткеросского района
Ответчики
Лоскутов Владимир Валерьевич
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
08.11.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
08.11.2022Передача материалов дела судье
10.11.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
12.12.2022Судебное заседание
08.02.2023Производство по делу возобновлено
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023Дело оформлено
16.02.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее