УИД 77RS0016-01-2020-006360-38
Дело № 2-2303/2020 22 сентября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Климовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании разработать и направить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности станции Великие Луки,
у с т а н о в и л:
Великолукский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО РЖД) об обязании разработать и направить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности станции Великие Луки.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на объекте транспортной инфраструктуры станции Великуие Луки Санкт-Петербург – Витебского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», были выявлены нарушения федерального законодательства об обеспечении транспортной безопасности. 20.11.2018года утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости, срок разработки и направления на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности истек 21.02.2019 года. 08.05.2019 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с чем, прокурор просил обязать ОАО РЖД устранить допущенные нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и подпункта 6 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитерростической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495, а именно надлежащим образом разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – станции Великие Луки Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО РЖД.
Определением Мещанского районного суд г.Москвы от 27.05.2020 года гражданское дело по указанному делу было направлено по подсудности в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Представитель ответчика по доверенности Баннова Н.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, что план транспортной безопасности станции Великие Луки разработан и направлен в Росжелдор на утверждение, о чем прокурор был уведомлен.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Статьей 4 указанного закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Великолукской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОАО «Российские железные дороги». В ходе данной проверки было установлено, что объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Великие Луки внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта 20.11.2018 года утверждены результаты оценки уязвимости в отношении данной железнодорожной станции.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на основании результатов проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Подпунктом 6 пункта 5 данных Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности согласно п.5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №397, отнесено к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В ходе проверки истцом было установлено, что ответчиком план транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Великие Луки не разработан и не передан на утверждение в компетентный орган. 08.05.2019 года прокурором было внесено Представление об устранении нарушений федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
В ответ на данное Представление Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций – октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО РЖД следует, что выявленные нарушения в ходе рассмотрения Представления нашли свое подтверждение, однако надлежащие меры по их устранению приняты ответчиком не были.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из представленных ответчиком документов следует, что 27.08.2020 года ответственным лицом по станции Великие Луки по вопросам, связанным с транспортной безопасностью был подготовлен (разработан) план транспортной безопасности по железнодорожной станции Великие Луки и 04.09.2020 года данный план был сдан для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке и представлению в уполномоченный орган на утверждение план транспортной безопасности железнодорожной станции Великие Луки не имеется. Выявленные прокурором нарушения транспортной безопасности ответчиком устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Великолукскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
...