Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2298/2023 ~ М-1319/2023 от 18.05.2023

04RS0021-01-2023-001732-10

Решение в окончательной форме изготовлено 28.06.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2023 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО4, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2298/2023 по иску Самбуевой О.А. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте ГО "город Улан-Удэ"

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, СамбуеваО.А.просит обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на человека.

В обоснование заявленных требований указано, что СамбуеваО.А. с 2018 года является инвалидом первой группы и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одном жилом помещении невозможно . Заболевание Самбуевой О.А. подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. №987Н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Приказом Минздрава РФ №991 Н от 30.11.2012 г. и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». 24.04.2023 г. Самбуева О.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» (распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ ...). Самбуева О.А. незамедлительно нуждается в предоставлении ей отдельного жилого помещения в соответствии с требованиями ЖК РФ и вышеуказанных нормативных актов.

В судебное заседание СамбуеваО.А.не явилась, надлежаще извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Трушков Д.В. заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что СамбуеваО.А. согласно действующему законодательству имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет муниципального жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является нарушением требований жилищного законодательства. Самбуевой О.А. поставлен диагноз , который предусмотрен в Приказе Минздрава РФ №987н, а также подтверждено решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.02.2023 г.

В судебное заседание представители Администрации г. Улан-Удэ не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Мужанова Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей, суду представлены письменные возражения, согласно которым, исковые требования необоснованно предъявлены к Администрации г. Улан-Удэ и не подлежат удовлетворению, учитывая, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно приказу Минздрава №991н, по коду заболевания у истца отсутствует право на предоставление дополнительной площади.

Представители Министерства финансов Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Жалсанова Е.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей, суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма регулируются нормами жилищного законодательства. В Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно», и действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.Поскольку Жилищный кодекса РФ и иные нормативные правовые акты не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма как из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации за счет муниципального жилищного фонда при условии соблюдении общих требований жилищного законодательства.

Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Жанчибон С.Б. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей, суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Представители Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явились, представитель по доверенности Шалданова О.Д-Ц. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представители Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что СамбуеваО.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2022 ....

Из заключения ВК ... ГАУЗ «Городская поликлиника ...» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Самбуева О.А. имеет диагноз . Подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире».

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.02.2023 г. исковое заявление Самбуевой О.А. удовлетворено, на Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ возложена обязанность поставить Самбуеву О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно».

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.02.2023 г. вступило в законную силу 10.03.2023 г.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ, в соответствии с которыми вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ преюдициальное значение имеет установленный решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.02.2023 г. факт наличия у истца заболевания , входящий в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Кроме этого, материалами дела установлено, что истец страдает заболеванием также поименованного в указанном Перечне.

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 24.04.2023 г. ...СамбуеваО.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек, по данному распоряжению, очередь СамбуевойО.А. ....

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 30.10.2020 г. ...СамбуеваО.А.принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», по данному распоряжению, очередь Самбуевой О.А. ... с составом семьи 1 человек.

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 30.10.2020 г. ...СамбуеваО.А.принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», по данному распоряжению, очередь Самбуевой О.А. ... с составом семьи 1 человек.

То обстоятельство, что СамбуеваО.А. является лицом, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ней проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, стороной ответчика не оспаривается.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 3 названной статьи Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца шестого статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Заболевания, которыми страдает истец, подпадают под указанный перечень .

Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, может претендовать на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Этой же статьей предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10 ноября 2010 года № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В Республике Бурятия не приняты специальные
нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем
инвалидов, вставших на очередь после 1 января 2005 года, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам
жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.

Вместе с тем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г. Улан-Удэ, которые обязаны самостоятельно организовать эту деятельность. Отсутствие в Законе субъекта Российской Федерации соответствующих положений об обеспечении жилыми помещениями такой категории граждан как инвалиды не умаляет право последних на обеспечение жилыми помещениями в порядке, который гарантирован такой категории граждан п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что СамбуеваО.А. состоит на учете по категории «малоимущие».

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.

Принимая во внимание вышеизложенное,СамбуеваО.А., являясь инвалидом группы бессрочно, нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, требования Самбуевой О.А. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самбуевой О.А. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте ГО "город Улан-Удэ" удовлетворить.

Возложить на Администрацию ... (ОГРН 1020300979192) обязанность предоставить Самбуевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, , вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ», отвечающую санитарным и техническим нормам на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Б.Ж. Норбоева

2-2298/2023 ~ М-1319/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самбуева Ольга Анатольевна
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ
Министерство финансов РБ
Правительство РБ
Трушков Д.В.
Министерство социальной защиты населения РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Норбоева Баярма Жаргаловна
Дело на сайте суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2023Подготовка дела (собеседование)
07.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Дело оформлено
07.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее