УИД 59RS0022-01-2023-000310-35
Материал № 13-43/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 марта 2023 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коваль А.А.,
при секретаре судебного заседания Качурина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Кизелу и г.Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Кияновой К. С. о прекращении исполнительного производства №18661/22/59022-ИП, возбужденного 10.02.2022 года, в связи со смертью должника,
установил:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Киянова К.С. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №18661/22/59022-ИП, возбужденного 10.02.2022 года о взыскании с Матарыкина М. В. в пользу Акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" ущерба в порядке регресса в сумме 18 050 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 722 рубля, в связи со смертью должника.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю; представитель АО "Московская акционерная страховая компания" в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 440 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно положениям статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г. исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда Федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
В соответствии с ответом ЗАГС от 27.05.2022 года, имеется записи акта о регистрации смерти от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Матарыкина М. В., дата смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Частью 1 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью.
В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца 7 ст. 220 ГПК Российской Федерации с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
Из вышеприведенных положений закона и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что предъявление заявления непосредственно к умершему гражданину не допускается в силу отсутствия у последнего гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью, то есть в силу отсутствия самого субъекта спорного правоотношения.
Из представленного материала следует, что на момент вынесения исполнительного документа от 29.10.2019 года Матарыкин М. В. умер, то есть правоспособность должника на дату вынесения судебного акта была прекращена в связи со смертью, поэтому обязательства перед взыскателем, возложенные на должника исполнительным документом, вынесенным после его смерти, не могут принудительно исполняться.
Поскольку Матарыкин М. В. не являлся субъектом установленных судебным документом правоотношений, права и обязанности должника не могли перейти к другому лицу в порядке универсального правопреемства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным прекратить исполнительное производство в связи со смертью должника.
Руководствуясь ст.439-440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Исполнительное №18661/22/59022-ИП, возбужденное 10.02.2022 года на основании исполнительного листа ВС 091469483, выданного и.о. мирового судьи судебного участка №2 Кизеловского судебного района Пермского края, мировым судьей судебного участка №1 Губахинского судебного района Пермского края №2-3307/2019 от 29.10.2019 года о взыскании с Матарыкина М. В. в пользу Акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" ущерба в порядке регресса в сумме 18 772 рубля, прекратить в связи со смертью должника.
На определение может быть подана частная жалоба.
Судья: