Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1579/2022 ~ М-1359/2022 от 24.05.2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июля 2022 года                        город Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бушуевой И.А.,

при помощнике судьи Мартьяновой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Быченковой Светлане Владимировне, Николаевскому Андрею Евгеньевичу об освобождении земельного участка,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Быченковой С.В., Николаевскому А.Е. об освобождении земельного участка, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером 71:30:030824:607, по адресу: <адрес>, проведено выездное мероприятие по контролю в отношении ответчиков с целью подтверждения или опровержения нарушения земельного законодательства. Указанный земельный участок общей площадью 1067 кв.м., категории земель населенных пунктов принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД. Границы земельного участка учтены в местной системе координат МСК-71.1. На нем расположен двухквартирный жилой дом. Квартира с кадастровым , принадлежит на праве общей долевой собственности Гаврилину Г.А., Гаврилиной А.В. Квартира с кадастровым принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам.

Землепользования квартиры разделены ограждением. С северной стороны участок в пользовании ответчиков огорожен забором из металлического профильного листа с воротами. После измерений, выполненных сотрудниками МИЗО и обработанным в программе AutoCAD 2016 LT, определены площади земельных участков, используемых за границами земельного участка с кадастровым :

- S1 площадью 1,4 кв.м., прилегающий с северной стороны, фактически являющийся частью земельного участка с кадастровым , местоположение: <адрес> (участок );

- S2 площадью 0,6 кв.м., прилегающий с северной стороны, фактически расположенный на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Эти участки используются ответчиками без предусмотренных законодательством России прав на земельные участки, что указывает на признаки правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам земельного участка площадью 0,6 кв.м. Ответчики самовольно, без законных оснований, используют земельный участок (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земельных участков, а также законные интересы министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельными участками. На основании изложенного, истец просит суд: обязать Быченкову С.В., Николаевского А.Е. за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса ограждения из металлического профильного листа: земельный участок площадью 1,4 кв.м. (S1), координаты поворотных точек

№ точки Х, м Y, м Длина линии
1 743617.81 268922.76 5,00
2 743619.37 268927.51 0,37
5 743619.00 268927.52 4,90
6 743617.62 268922.82 0,20
1 743617.81 268922.76

прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>, являющийся частью земельного участка с кадастровым , местоположение: <адрес>;

и земельный участок площадью 0,6 кв.м. (S2), координаты поворотных точек

№ точки Х, м Y, м Длина линии
2 743619.37 268927.51 1,51
3 743619.85 268928.94 0,42
4 743619.45 268929.08 1,62
5 743619.00 268927.52 0,37
2 743619.37 268927.51

прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>.

Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанов С.В., извещенный о дате и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики Быченкова С.В., Николаевский А.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили, не просили об отложении дела или о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в порядке заочного производства.

Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, пунктами 30, 45, 67 которого предусмотрено, что министерство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, сохранностью и эффективным использованием имущества области и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению; выступает в качестве истцов при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися на территории Тульской области; осуществляет муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования город Тула.

Как установлено при рассмотрении дела, земельный участок с кадастровым номером 71:30:030824:607, по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, общей общей площадью 1067 кв.м., категории земель населенных пунктов, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД пропорционально размеру общей площади помещения, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав.

Из материалов по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие № 200-к/21 в отношении Быченковой С.В., Николаевского А.Е., следует и подтверждается соответствующим актом, в период с 22.11.2021 по 17.12.2021 на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2021 № 2705 в ходе проведения мероприятия по контролю определены площади земельных участков, используемых за границами земельного участка с кадастровым № 71:30:030824:607, ответчиками без предусмотренных законодательством России прав на земельные участки:

- S1 площадью 1,4 кв.м., прилегающий с северной стороны, фактически являющийся частью земельного участка с кадастровым № 71:30:030824:251, местоположение: г.Тула, Пролетарский район, ул.Ивана Франко (участок № 4);

- S2 площадью 0,6 кв.м., прилегающий с северной стороны, фактически расположенный на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Из обстоятельств, указанных истцом, следует, что министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам земельного участка площадью 0,6 кв.м..

Из представленных в материалы дела доказательств и схем расположения земельных участков по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (участок ) следует, что ответчиками самовольно заняты земельные участки площадью 1,4 кв.м., 0,6 кв.м., на которых размещено оргаждение из профильного металлического листа и ворота, поскольку они используются без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно ч.1 ст.72 Конституции РФ разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Указанное положение Конституции РФ предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 года № 219-О-О).

В силу п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу положения ст.10.1 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее по тексту - Закон № 2218-ЗТО), согласно пункту 1 части 1, в соответствии с п.2 ст.5 которого с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.1, п.5 п.п.49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1, 2 статьи 264 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями пункта 1 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.25, п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.

В силу п.7 ст.1, п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 7.1 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 13.07.2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования ответчиками земельными участками площадью 1,4 кв.м. и 0,6 кв.м. с координатами, указанными в обмере земельного участка, отсутствуют.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимало решений о предоставлении ответчикам в собственность или в аренду земельных участков, передав земельный участок S1 площадью 1,4 кв.м. в составе земельного участка с кадастровым № 71:30:030824:251, расположенного по адресу: г.Тула, ул. Ивана Франко, общей площадью 930 ± 11 кв.м. в аренду Галееву Р.С. по договору № 19П4211 от 27.11.2019.

Таким образом, ответчики самовольно, без законных оснований, используют земельные участки, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).

Положения ст.11 ГК РФ предусматривают судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов.

Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с п.1 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.

В силу положений п.п. 2, 3 ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в связи с чем, предъявляя иск об освобождении земельного участка, истец использует предусмотренный законом способ защиты права.

На основании ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Как видно из представленных сторонами доказательств, фотоматериалов собственниками <адрес> МКД, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, которыми являются ответчики, используются земельные участки площадью 1,4 кв.м., часть земельного участка с кадастровым , местоположение: <адрес>, и 0,6 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, в отсутствие разрешительных документов.

Возведенное ответчиками ограждение и ворота не могут быть признаны элементами благоустройства городской территории, так как не предоставляют доступ к ним неограниченного числа лиц.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных министерством имущественных и земельных отношений Тульской области исковых требований об освобождении Быченковой С.В. и Николаевским А.Е. указанных земельных участков.

    В соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

     Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Поскольку в силу п.19 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец. освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования город Тула государственная пошлина по 300 руб. с каждого.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.

Обязать Быченкову Светлану Владимировну и Николаевского Андрея Евгеньевича за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса ограждения из металлического профильного листа: земельный участок площадью 1,4 кв.м. (S1), координаты поворотных точек

№ точки Х, м Y, м Длина линии
1 743617.81 268922.76 5,00
2 743619.37 268927.51 0,37
5 743619.00 268927.52 4,90
6 743617.62 268922.82 0,20
1 743617.81 268922.76

прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>, являющийся частью земельного участка с кадастровым , местоположение: <адрес>;

и земельный участок площадью 0,6 кв.м. (S2), координаты поворотных точек

№ точки Х, м Y, м Длина линии
2 743619.37 268927.51 1,51
3 743619.85 268928.94 0,42
4 743619.45 268929.08 1,62
5 743619.00 268927.52 0,37
2 743619.37 268927.51

прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>.

Взыскать с Быченковой Светланы Владимировны и Николаевского Андрея Евгеньевича государственную пошлину в налоговый доход бюджета <адрес> в размере по 300 (триста) рублей 00 коп. с каждого.

Ответчик вправе подать в Пролетарский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                             И.А.Бушуева

2-1579/2022 ~ М-1359/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Быченкова Светлана Владимировна
Николаевский Андрей Евгеньевич
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Бушуева Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее