Дело № 2-117/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 28 августа 2020 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства ДУБОВА К.С., представителя ответчика Спорова К.В., при секретаре Торговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Федерального агентства лесного хозяйства к ДЕНИСЕНКО Н.В. об исправлении реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
У с т а н о в и л:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в суд с иском к Денисенко Н.В., в котором указал, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Денисенко Н.В. владеет на праве собственности земельным участком: кадастровый номер: <***>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: сельскохозяйственное использование; площадь 322 740 кв.м; адрес: ..., а северная часть участка прилегает к ...; государственная регистрация права <***> При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером <***> и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда. Земельный участок лесного фонда: кадастровый номер <***> (единое землепользование); категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для размещения объектов лесного фонда; площадь: 60 901 484 кв.м; адрес: ...; Правообладатель: <данные изъяты>, государственная регистрация нрава <***> Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации; ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ); ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ). В соответствии с ч.8 ст.22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Согласно ч.2 ст.91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг». Из Заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 19.03.2020 г., данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <***>, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь наложения составила 3 971 кв.м. 11.08.2017 г. вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречия в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. Спорный земельный участок с кадастровым номером <***> Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано <***> Образованием спорного участка с кадастровым номером <***> были нарушены права Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером <***> в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем, подлежит возвращению в собственность Российской Федерации. Истец просит:
- исправить реестровую ошибку в сведениях, содержащихся в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>, посредством исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером <***> и внесении в данные ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) и площади земельного участка в соответствующих координатах, с учетом сведений, содержащихся в Заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г.,
- указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного ходатайства Дубов К.С. исковые требования поддержал и показал, что при проведении определенной работы межведомственной рабочей группой, в которую включаются сотрудники Росреестра, Кадастровой палаты, Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, прокуратуры, созданной для решения земельных вопросов, был выявлен факт наложения спорного земельного участка на участок лесного фонда. Соответствующими специалистами ФГБУ «Рослесинфорг» данный факт был подтвержден, подготовлено заключение, в котором указаны площадь и характерные координаты поворотных точек наложения, в связи с чем Рослесхоз был вынужден обратиться в суд с данным иском. Спорный участок, согласно данным ЕГРН, поставлен на кадастровый учет 21.12.2018г. Право собственности зарегистрировано 21.06.2019г. По выписке из ЕГРН, которая имеется в их распоряжении, невозможно определить, из какого земельного участка образован данный участок, имелось ли согласование его границ ранее. Все это можно выяснить только при судебном разбирательстве. Считает, что кадастровая ошибка могла образоваться, когда реализовывались проекты перераспределения бывших совхозных земель, в том числе и после реорганизации и ликвидации совхозов, которые имели в своем распоряжении и земли лесного фонда, которые имели кустарниковую и другую растительность, все это автоматически было распределено в земли сельхозназначения. Подготовка всех межевых дел осуществлялась картометрическим способом, т.е. без выезда кадастрового инженера на местность и, имея задачу определить определенное количество земель для вовлечения ее в сельхозоборот или придания конкретной категории, зачастую, на практике, леса включались в земли сельхозназначения. Сведения, которые были подготовлены изначально, некорректны и были внесены в Реестр. Заявлять иск об истребовании земельного участка в части, считает неправильным, поскольку в данном случае имела место, именно, реестровая ошибка кадастрового инженера. Площадь наложения будет исключена из площади земельного участка путем внесения координат поворотных точек по границе с лесным участком, указанным в заключении Рослесинфорга. Работа ФГБУ «Рослесинфорг» является межеванием, они занимаются межеванием и оценкой ущерба от незаконных рубок. ФГБУ «Рослесинфорг» делал свое заключение картографическим способом. Они берут планово- картографические материалы лесоустройства и на местность не выезжают. Работники ФГБУ «Рослесинфорг» являются кадастровыми инженерами, имеют соответствующее образование, соответствующие сертификаты, данная организация обладает большим количеством лицензий в разных сферах деятельности. Заключение ФГБУ «Рослесинфорг» является основанием для предъявления данного иска. Составной частью межевого плана оно не является, данное заключение получается путем сопоставления материалов лесоустройства и сведений из ЕГРН о спорных земельных участках. В результате сопоставления получают конфигурацию площади наложения, характерные точки и ту площадь, которая, по их мнению, является площадью земель лесного фонда. В настоящее время границы лесных участков Сосновского района на кадастровый учет не поставлены, данная работа только начата и должна закончиться к 2023 г. В Нижегородской области на кадастровый учет поставлено только Ковернинское районное лесничество. Просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик Денисенко Н.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой заказным письмом с уведомлением. Об отложении дела не просила, о причинах неявки в суд не сообщила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие. Её интересы представляет по доверенности Споров К.В.
Представитель ответчика Споров К.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснил, что первоначально участок был образован с кадастровым номером <***> в счет тридцати семи долей СПК «Сосновский» и поставлен на кадастровый учет 30.04.2008г., т.е. до 1.01.2016г. После того, как данный участок был образован, изменений внешних границ, периметра участка не происходило, не приращивалось ни одного квадратного метра. Участок с кадастровым номером <***>, который является спорным по данному делу, образован полностью как часть участка <***> т.е. участок <***> полностью входит в участок с номером <***>, который поставлен на кадастровый учет 30.04.2008г. Поскольку кадастровый учет был произведен до 1.01.2016г. в установленном порядке, то имеется приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, т.е. приоритет тех кадастровых данных, которые есть по участку перед данными Государственного лесного реестра. В материалы дела представлено межевое дело по участку с кадастровым номером <***> оно было заказано непосредственно из Росреестра. В этом межевом деле содержатся все вызовы смежных землепользователей для участия в межевании, содержатся акты согласования границ, в том числе, эти акты подписаны и районной администрацией, и Сосновским районным лесничеством, и имеется схема согласования образуемого земельного участка. То есть участок <***>, который в итоге 30.04.2008г. был поставлен на кадастровый учет, первоначально, при проведении кадастровых работ был согласован в виде схемы со всеми смежными заинтересованными землепользователями. Поскольку сама процедура межевания была проведена в установленном законом порядке, в соответствии с теми нормами, которые действовали в 2008г., согласование смежных землепользователей получены, координаты с конкретными поворотными точками в той системе картографических координат, которые положены в основу ведения государственного реестра недвижимости, внесены в ЕГРН, это означает, что процедура кадастрового учета была надлежащей, законной. Само районное лесничество согласовало прохождение границ земельного участка, имеющего категорию - земли сельхозназначения, т.е. никаких лесных земель в рамках данного участка не было. Считает, что поскольку границы земельного участка лесничеством были согласованы в 2008 г., это является основанием для заявления о пропуске истцом срока исковой давности. Только спустя 12 лет истец обратился в суд. Также представитель считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права. Истец указывает в иске на ст. 304 ГК РФ, т.е. заявляет негаторный иск. Однако, негаторный иск заявляется тогда, когда недвижимое имущество не выбывало из владения собственника. Между тем, в исковом заявлении истца сказано, что участок выбыл из владения Российской Федерации, т.е. получается, что правомочия по владению участка истец не осуществляет, а потому ст. 304 ГК РФ не может быть применима, это не негаторный иск. В связи с этим, правила исковой давности, которые не распространяются на неготорные иски, тоже не применимы, а значит, срок исковой давности по данному иску – три года, и истец его пропустил. Таким образом, способом защиты по данному иску является истребование имущества из чужого незаконного владения. Реестровая ошибка не может иметь место, потому что реестровая ошибка есть тогда, когда оба спорных участка поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке. Когда по обоим участкам проведена установленная процедура постановки на кадастровый учет и выявлены наложения, тогда будет реестровая ошибка. В данном случае реестровая ошибка не может иметь место, потому что лесной участок, принадлежащий Российской Федерации, на кадастровый учет не поставлен, его границы не устанавливались, поэтому и не может быть реестровой ошибки. 30.04.2008г. земельный участок <***> поставлен на кадастровый учет и у него было 37 сособственников, которые получили этот земельный участок в счет земельных долей, 12.07.2008г. один из 37 сособственников подарил 1/37 долю М.С.В.. 21.09.2008г. оставшиеся 36 сособственников продали свои 36/37 долей в праве собственности М.С.В. как сособственнику 1/37 доли, и она стала единственным владельцем участка <***> Границы участка зарегистрированы в ЕГРН и право собственности тоже зарегистрировано в ЕГРН. 28.03.2016г. М.С.В. приняла решение о разделе данного земельного участка с кадастровым номером <***> на 2 участка, находящихся в тех же самых границах, на участки с кадастровыми номерами <***> Далее, 29.04.2016г. по договору дарения земельный участок с кадастровым номером <***> отчуждается в пользу К.Д.В.. В отношении второго участка с кадастровым номером <***> М.С.В.. 01.12.2016г. приняла решение о разделе участка на 9 смежных земельных участков с кадастровыми номерами, последние цифры которых <***> Кадастровые паспорта на каждый участок имеются в материалах дела. 23.12.2016г. два участка с кадастровыми номерами <***> дарятся В.И.В.. и Р.А.В.. и один участок с кадастровым номером <***> был подарен Денисенко Н.В. 27.01.2017г. Затем М.С.В. участок с кадастровым номером <***> делит еще на три участка, которые были образованы с кадастровыми номерами <***> Наконец, 2.12.2018г. М.С.В. К.Д.В. В.И.В.., Р.А.В.. и Денисенко Н.В. решением собственников решили объединить участки с последними цифрами кадастровых номеров <***> в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером <***>. Этим же решением они установили, что доля каждого сособственника будет составлять по 1\5 доле во вновь образуемом земельном участке. Далее, по договору купли-продажи от 17.06.2019 г. они свои доли продают Денисенко Н.В., которая является единственным собственником со 100% в праве собственности на данный земельный участок. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <***> является частью участка <***>, который поставлен на кадастровый учет 30.04.2008г. в соответствии с установленным порядком, почему и имеет приоритет перед данными Государственного лесного реестра. В настоящее время это сельхозучастки, они отнесены генпланом Сосновского района к рекреации, там есть благоустройство, дорожки, мостик, беседки, рядом озеро. Земли сельхозназначения могут иметь рекреационное назначение, это не категория сельхозназначения, а вид разрешенного использования. Считает, что никакой реестровой ошибки нет, просит отказать в иске.
Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Управление Росреестра по Нижегородской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом судебной повесткой с уведомлением. Об отложении дела не просили, о причинах неявки в суд не сообщили, в связи с чем на основании ст.167 ч.3 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Из письменного отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области» на исковое заявление следует, что в своей деятельности Учреждение, в лице филиала, руководствуется материально-правовыми нормами ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон о регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии со ст.3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росреестром и его территориальными органами. Органом регистрации прав в Нижегородской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. До 1.01.2017 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляло государственный кадастровый учет на основании федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П\93, а также Приказа Министерства экономического развития РФ от 4.02.2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости». Учреждение, в лице филиала, при осуществлении ведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с Законом о кадастре не вступало с правообладателями объектов недвижимости в какие-либо экономические или частные гражданские отношения, кадастровые работы не выполняло, а воспроизводило в ГКН данные, представляемые заявителями. Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, установлен ст.61 Закона о регистрации. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 г. № П/0515 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав. Согласно Приказу, а именно перечню полномочий, Учреждение не наделено полномочиями по исправлению реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Выслушав в судебном заседании явившихся лиц, рассмотрев представленные материалы, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
В соответствии со ст.91 Лесного Кодекса РФ, Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (ч.1).
Согласно части 2 данной статьи, в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках и об их границах;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
На основании ч. 2.1. данной статьи, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости перед Государственным лесным реестром.
Так, согласно пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (в ред. ФЗ № 280-ФЗ от 29.07.2017 г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1января 2016 года.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в ред. ФЗ № 280- ФЗ от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Приоритет ЕГРН перед ГЛР подтверждается также положениями частей 1 и 4 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе, выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, сведения ЕГРН не только имеют приоритет перед данными ГЛР, но и даже наоборот - сами предполагаемые границы лесных участков подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН.
Как отметил Конституционный Суд РФ в пункте 17 «Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года» (утв. Решением КС РФ от 09.11.2017), установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из положений вышеназванных законов следует, что для решения вопроса о приоритете сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра решающим моментом является дата внесения сведений о правах на земельные участки иных категорий, а именно, внесены ли данные сведения до или после 1 января 2016 г.
Из выписки из ЕГРН на спорный земельный участок с кадастровым номером <***>, принадлежащий Денисенко Н.В., следует, что право собственности на него возникло у ответчика 21.06.2019 г., а сам участок поставлен на кадастровый учет 21.12.2018 г.
Между тем, представителем ответчика в суд представлена исчерпывающая информация о том, что данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером <***>, поставленным на кадастровый учет 30.04.2008 г. При его постановке на учет он прошел процедуру межевания, определения координат характерных точек, согласования границ со смежными землепользователями. Данный факт подтверждается наличием Описания границ земельного участка, выполненного ООО «Геосервис» 24.04.2008 г., инженер В.И.А.
Данный земельный участок с кадастровым номером <***> был образован из земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет земельных долей работникам СПК «Сосновский». Основанием для этого являлось распоряжение администрации Сосновского района от 30.06.1994 г. № 274-р «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей».
Как видно из представленных ответчиком документов, в 2008 году 37 собственников земельных долей объединились и выделили в натуре в счёт указанных долей земельный участок из земельного массива СПК «Сосновский», были проведены землеустроительные работы и участок поставлен на кадастровый учёт.
В силу пункта 6 статьи 19 действовавшего на тот момент Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О государственном земельном кадастре» проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В силу пункта 3 статьи 20 названного Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
По итогам проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями действующего законодательства среди нескольких вновь сформированных земельных участков в счет 37 земельных долей был сформирован, в частности, земельный участок с кадастровым номером 52:35:0020301:46 общей площадью 1 006 881 кв.м.
При подготовке Описания границ земельного участка межевой план был согласован со всеми смежными землепользователями, в том числе, Сосновским районным лесничеством, Администрацией Сосновского района, Администрацией р.п. Сосновское, Крутецкой сельской администрацией.
30 апреля 2008 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с обозначенной в системе координат границей (с указанием координат поворотных точек границы), с конкретной выделенной площадью, т.е. в 2008 году земельный участок и его границы были строго индивидуализированы.
Факт постановки земельного участка на кадастровый учет на протяжении истекших 12 лет никем из смежных землепрользователей не оспаривался, в том числе в судебном порядке, каких-либо претензий относительно границ земельного участка с кадастровым номером <***> (и вновь образованных из его состава участков) никто не предъявлял.
Из представленных ответчиком в суд правоустанавливающих документов следует, что 12 июля 2008 года одним из 37 сособственников образованного земельного участка с кадастровым номером <***> по Договору дарения произведено дарение своей 1/37 в праве собственности на указанный участок М.С.В.
21 сентября 2008 года по Договору купли-продажи оставшиеся 36 сособственников продали свои 36/37 долей в праве собственности на указанный участок М.С.В.. как собственнику 1/37 доли.
М.С.В. стала единственным собственником со 100% в праве собственности земельного участка с кадастровым номером <***>
28 марта 2016 года М.С.В.. приняла Решение о разделе земельного участка с кадастровым номером <***> на 2 (два) смежных земельных участка, находящихся в тех же самых границах.
В итоге были образованы два земельных участка с кадастровыми номерами: <***>
29 апреля 2016 года М.С.В.. по Договору дарения произвела отчуждение земельного участка с кадастровым номером <***> в пользу К.Д.В.
01 декабря 2016 года М.С.В.. приняла Решение о разделе земельного участка с кадастровым номером <***> на 9 (девять) смежных земельных участков, находящихся в тех же самых границах.
В итоге были образованы девять земельных участков с кадастровыми номерами: <***>
<***>
<***>
23 декабря 2016 года три образованных земельных участка по Договорам дарения были подарены М.С.В..:
- земельный участок с кадастровым номером <***> - В.И.А.
- земельный участок с кадастровым номером <***> - Р.А.В..
27 января 2017 года один образованный земельный участок по Договору дарения М.С.В.. был подарен Денисенко Н.В.: земельный участок с кадастровым номером <***>
28 августа 2018 года М.С.В.. приняла Решение о разделе земельного участка с кадастровым номером <***> на 3 (три) смежных земельных участка, находящихся в тех же самых границах.
В итоге были образованы три земельных участка с кадастровыми номерами: <***>.
02 декабря 2018 года пять собственников смежных земельных участков (находящихся в первоначальных границах ранее изначально образованного земельного участка с кадастровым номером <***>) М.С.В.., К.Д.В.., В.И.А.., Р.А.В.. и Денисенко Н.В. приняли Решение об объединении 10 (десяти) смежных земельных участков с кадастровыми номерами: <***> в один общий земельный участок, находящийся в тех же самых границах.
В итоге был образован единый земельный участок с кадастровым номером: <***> (спорный земельный участок по настоящему делу).
17 июня 2019 года Денисенко Н.В. выкупила у М.С.В.., К.Д.В.., В.И.А.. и Р.А.В.. все их доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <***> и стала единственным собственником со 100% в праве собственности.
Из представленных документов о проведенных с исходным земельным участком с кадастровым номером <***> гражданско-правовых сделках и решений собственников видно, что спорный земельный участок с кадастровым номером <***> наряду еще с двумя земельными участками с кадастровыми номерами <***> находится в пределах границ земельного участка <***>
Следовательно, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок с кадастровым номером <***> (и соответственно в его составе на земельный участок с кадастровым номером <***>) подтверждают возникновение прав на данные земельные участки и проведение кадастровых работ в отношении данных участков до 01 января 2016 года.
Подтверждением прав предыдущих правообладателей на земельный участок с кадастровым номером <***> и того факта, что его границы были установлены и внесены в ЕГРН до 1 января 2016 года, являются выписки из ЕГРН, представленные в материалы дела.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером <***> (и соответственно в его составе на земельный участок с кадастровым номером <***>) данный земельный участок более 12 (двенадцати) лет имел целевое назначение для сельскохозяйственного производства в качестве земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 7 «Положения о проведении территориального землеустройства» (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396), действовавшего на момент формирования первоначального земельного участка с кадастровым номером <***>, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
В силу пункта 10.6 действовавших на момент формирования первоначального земельного участка «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) границы земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка и ситуации, отображенной на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты).
Таким образом, постановка первоначального земельного участка на кадастровый учет была произведена с точным определением его границ и координат узловых и поворотных точек границ, а сам земельный участок в момент его постановки на кадастровый учёт был строго индивидуализирован, что опровергает доводы искового заявления о том, что земельный участок ответчика на момент постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Постановка первоначального земельного участка на кадастровый учёт была произведена без какого-либо нарушения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с действовавшим на апрель 2008 года законодательством РФ.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд находит, что истцом не доказано в судебном заседании, что земельный участок Денисенко Н.В. поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, сформирован за счет земель лесного фонда, а его границы не согласованы со смежными землепользователями. При этом, установлено, что данный земельный участок сформирован в границах другого земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет 30.04.2008 г., т.е. до 1.01.2016 г. В связи с этим, у суда не имеется оснований для изменения границ данного земельного участка в соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г., согласно которым в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства с местоположением земельного участка ответчика выявлено наложение на земли лесного фонда площадью 3971 кв.м.
Суд считает доказанным, что в данном случае сведения ЕГРН имеют приоритет над данными государственного лесного реестра на основании приведенных выше нормативных актов.
Суд полагает также, что истцом не доказан факт наличия реестровой ошибки при определении координат поворотных точек земельного участка ответчика.
В силу ч.3 ст.61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных об объекте, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с его фактическими характеристиками. Такое исправление допускается в случае отсутствия спора о границах земельных участков, т.е. данным способом защиты нарушенного права должны решаться вопросы исключительно технического характера.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством по делу является выявление точной смежной границы земельного (лесного) участка, принадлежащего Российской Федерации, на местности и соответствие указанных сведений координатам характерных точек и линейных размеров земельного участка, содержащихся в ЕГРН.
В силу действующего законодательства истец, заявляющий требование о признании реестровой ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления данной ошибки.
Суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что Заключение о пересечении границ от 19.03.2020 г. не является допустимым доказательством, подтверждающим факт наложения границ земельного участка ответчика на границы участка земель лесного фонда.
Заключение о пересечении границ от 19.03.2020 г., подготовленное ФГБУ «Рослесинфорг», представлено в виде простой схемы, в нём отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, сведения о выполненных измерениях и расчетах, а также вывод кадастрового инженера о том, что наложение границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда квалифицируется им как реестровая ошибка.
При этом в Заключении отсутствуют какие-либо данные о лесном участке, который, якобы, имеет пересечение с земельным участком ответчика, в том числе, отсутствуют данные о границах и координатах характерных точек лесного участка, не указано, каким образом и когда образован лесной участок.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ (в ред. ФЗ №361-Ф3 от 03.07.2016) государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе, лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ.
Указанные выводы суда подтверждаются ответом директора филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» на запрос суда, в котором сказано, что ФГБУ «Рослесинфорг» проводит лишь сверку графических данных путем привязки границ спорного земельного участка к картографическим материалам лесоустройства с последующей выдачей «Заключения о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда» по установленной Регламентом форме. Иными полномочиями ФГБУ «Рослесинфорг» не наделено.
Таким образом, истцом не доказано наличие реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельного участка ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Доводы представителя ответчика о применении к исковым требованиям исковой давности удовлетворению не подлежат, поскольку исчисление начала срока исковой давности с 30.04.2008 г. (дата постановки на кадастровый учет) применимо лишь для земельного участка с кадастровым номером <***>, принадлежавшего тридцати семи собственникам, т.к. границы данного земельного участка были согласованы при его межевании. Исковые требования заявлены в отношении земельного участка с кадастровым номером <***>, принадлежащего Денисенко Н.В., который поставлен на кадастровый учет 21.12.2018 г. О том, что спорный земельный участок в результате неоднократных сделок был образован из земельного участка <***>, истцу стало известно лишь в судебном заседании на основании предоставленных ответчиком правоустанавливающих документов, которые у истца отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Денисенко Н.В. об исправлении реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в ЕГРН, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.
Решение не вступило в законную силу.
Судья: Т.П.Немчинова