Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-96/2021 от 16.02.2021

Судья Леккерева И.С.

№ 21-96/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

17.03.2021

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующей в интересах ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 10.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России,

установил:

постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 10.12.2020, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80000 руб.

С такими постановлением и решением судьи не согласен защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что акт отбора проб от 21.11.2019 и протокол испытаний от 26.11.2019 № ВПр-31854/19 не являются надлежащими доказательствами. Так, при отборе проб нарушены требования ГОСТ 31861-2012, пробы несвоевременно доставлены на исследование. В деле нет сведений о наличии у организации, проводившей анализ проб, соответствующей лицензии. В первом квартале 2020 г. при анализе аналогичных проб превышения ПДК загрязняющих веществ не было выявлено. В решении о предоставлении Учреждению водного объекта в пользование не указана ПДК БПК5, в то время как имеет место природное фоновое повышение данного показателя. Основной причиной превышения ПДК является отсутствие очистных сооружений, обязанность по строительству которых возлагается на Министерство обороны РФ. Являясь ресурсоснабжающей и бюджетной организацией, Учреждение осуществляет эксплуатацию объектов в состоянии крайней необходимости, поскольку прекращать оказание коммунальных услуг для МКД и объектов военной инфраструктуры недопустимо. В связи с этим имеются основания для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ либо для замены административного штрафа предупреждением.

Подателем жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи.

С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Военный прокурор Петрозаводского гарнизона, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение жалобы не явился, просит провести судебное заседание в его отсутствие, представил письменные возражения на жалобу.

Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителей административного органа (...) возражавших против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно положений ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ, другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ недопустимо осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы предельно допустимых концентраций (далее – ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, аммония-иона – 0,5 мг/л, железа - 0,1 мг/л. Показатель БПК5 не должен превышать 2,1 мг кислорода на литр.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13.09.2018 № 362 (далее - Решение) Учреждению предоставлен в пользование водный объект – оз. Укшезеро в целях сброса сточных вод. Данным решением на Учреждение возложена обязанность по осуществлению сброса сточных, в том числе дренажных, вод в географических координатах выпуска 61 гр. 56 мин. 01 сек. с.ш., 34 град. 07 мин. 0,2 сек. в.д. (Республика Карелия, Прионежский район, п. Чална-1), а также обязанность по соблюдению установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 нормативов ПДК загрязняющих веществ в установленном месте сброса.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужили выявленные 17.06.2020 по результатам проведенной военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона проверки следующие обстоятельства. Учреждение в нарушение вышеприведенных требований законодательства и условий Решения по состоянию на 21.11.2019,осуществляя сброс сточных вод в вышеуказанных географических координатах, допустило превышение нормативов ПДК вредных веществ в сточных водах, по иону аммония (0,73 мг/л при ПДК 0,5 мг/л), железу (0,41 мг/л при ПДК 0,1 мг/л), БПК5 (3,7 мг кислорода на литр воды при ПДК 2,1 мг/л, согласно протоколу исследования

Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются постановлением заместителя военного прокурора Петрозаводского гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о предоставлении водного объекта в пользование; выпиской из ЕГРЮЛ; контрактом на оказание услуг по лабораторному исследованию качества воды; уставом Учреждения; протоколом испытаний первоначальными объяснениями Учреждения; актом отбора проб воды в месте их сброса; иными материалами дела; объяснениями представителей административного органа.

Доводы жалобы о недостоверности результатов исследования проб следует признать несостоятельными.

Отбор и исследование проб произведены по инициативе Учреждения специализированной организацией, действовавшей на основании соответствующего договора.

Материалами дела, объяснениями защитника и представителей административного органа подтверждается, что указанный выше протокол испытаний представлен Учреждением в контролирующий орган в составе обязательной ежеквартальной отчетности, предусмотренной приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

При этом в соответствии с п.п. 15 и 16 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, действовавшего на день совершения правонарушения, водопользователь несет ответственность за представление сведений, полученных в результате учета объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, в неполном объеме или искаженном виде.

Доводы об отсутствии вины Учреждения в нарушении природоохранного законодательства, в том числе со ссылкой на бездействие Минобороны России, подлежат отклонению. Так, эксплуатация места водосброса находится в зоне ответственности Учреждения. Несмотря на выявленное превышение ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах и заведомую неисправность очистных сооружений, Учреждением не представлено доказательств принятия каких-либо мер в пределах имеющихся средств и ресурсов для минимизации причиняемого ущерба окружающей среде. Соответствующих доводов Учреждением также не заявлено.

При таких обстоятельствах водопользователь по существу правомерно привлечен к административной ответственности, оснований для применения положений ст.ст. 2.7, 4.1.1, 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Вместе с тем, при квалификации правонарушения заслуживает внимания следующее обстоятельство. Диспозиция ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение водоохранного режима, допущенное на водосборах водного объекта.

В то же время Обществу не вменяется нарушение ст. 65 ВК РФ либо иные нарушения на водосборных площадях водных объектов, в том числе слив сточных вод на рельеф. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности исключительно за превышение ПДК загрязняющих веществ в том месте их сброса, которое указано в Решении. Данное действие непосредственно не является нарушением водоохранного режима. Вместе с тем, по смыслу ст.ст. 55, 56, 60 ВК РФ и приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, действие Общества нарушило правила охраны среды обитания или путей миграции водных биоресурсов и охватывается диспозицией ст. 8.33 КоАП РФ, в связи с чем правонарушение подлежит соответствующей переквалификации.

С учетом обстоятельств дела и характера нарушения полагаю возможным применить в отношении Учреждения административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи - 10000 руб. Оснований для применения предупреждения не усматривается, поскольку допущенное нарушение не носит формального характера и фактически причиняет вред водному объекту.

Иных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, о наличии таковых податель жалобы не заявляет.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу процессуальные акты подлежат изменению путем переквалификации правонарушения и назначения наказания по санкции ст. 8.33 КоАП РФ, что улучшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, и допустимо на стадиях пересмотра постановления.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 10.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России изменить.

Квалифицировать действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ст. 8.33 КоАП РФ; назначить ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов

21-96/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Военный прокурор Петрозаводского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны РФ
Другие
Ткаченкова Татьяна Васильевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

КоАП: ст. 8.13 ч.1

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
17.02.2021Материалы переданы в производство судье
17.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее