Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-88/2024 от 28.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0004-01-2024-000032-13

Судья Ринчино Е.Н.

Дело №12-88/2024

пост. 28.03.2024г.

Р Е Ш Е Н И Е

28 мая 2024г.                                    г.Улан-Удэ.

    Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Селиховой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Ростелеком» по доверенности Матюновой Н.А. на постановление Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 29 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Ростелеком»,

    УСТАНОВИЛА:

Постановлением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 29 февраля 2024 года ПАО «Ростелеком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.2.1 КоАП РФ, с назначениемадминистративного наказания в виде административного штрафа в размере 600000 руб.

    В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель ПАО «Ростелеком» просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В заседании вышестоящего суда представитель ПАО «Ростелеком» по доверенности Матюнова Н.А. доводы жалобы поддержала.

Представитель прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыренова Ю.С. просила постановление судьирайонного суда оставить без изменения, в силу его законности и обоснованности.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение оператором связи обязанности по прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) (цитируемые нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности)оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи, соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска графика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Оператором связи признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (пункт 12 статьи 2 Закона о связи).

В соответствии с положениями пунктов 8, 9 статьи 46 Закона о связи оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов (передача короткого текстового сообщения), обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов (передачу короткого текстового сообщения). Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученный абонентский номер.

На основании пункта 10 статьи 46 Закона о связи оператор связи прекращает оказание услуг по пропуску трафика в свою сеть, в случае выявления при оказании услуг по пропуску трафика нарушений требований, установленных пунктами 8, 9 статьи 46 указанного закона.

Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае, если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территорииРоссийской Федерации).

Из представленных материалов следует, что Гусиноозерской межрайонной прокуратурой в ходе проверки информации, полученной при изучении уголовного дела, возбужденного 29 мая 2023 г. следственным отделом ОМВД России по Селенгинскому району, по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 159 УК РФ, выявлены нарушения требований законодательства о связи.

28 апреля 2023 в11:32:56 сек. (GMT+8)через техническое оборудование ПАО «Ростелеком» осуществленвызов от иностранного оператора связи – BUNGATEL PTELTD, Сингапур IP, с А-номера с нумерацией ... на Б-номер с нумерацией ....

В соответствии с российским планом нумерации, утвержденным приказом Минцифры России от 31 января 2022 г. №75, код нумерации DEF «993» относится к российской системе и плану нумерации.

Согласно сведениям ООО «Тинькофф Мобайл» абонентский номер ... принадлежит к нумерации ООО «Тинькофф Мобайл», но не выделен и не выделялся ни одному из абонентов. Звонок 28 апреля 2023 г. не зафиксирован и не совершался, соответственно и не мог быть совершен, что свидетельствует о признаках подмены телефонного номера, соответствующего российской системе и плану нумерации.

Согласно результатам анализа, проведенным Управлением Роскомнадзора по РБ, следует, что ПАО «Ростелеком» в нарушение требований п.10 ст.46 Федерального закона «О связи» пропустил в свою сеть связи вызов с сети иностранного оператора связи (BUNGATELPTELTD, Сингапур IP) и сопровождалось нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, т.е. с идентификатором, определяющим инициирующего вызов абонента как пользователя услугами телефонной связи на территории Российской Федерации.

В нарушение требований п.п.1, 10 ст.46 Федерального закона «О связи» ПАО «Ростелеком» пропустил звонок от иностранного оператора связи, поступивший с нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, в свою сеть связи, не удостоверившись в принадлежности абонентского номера на предмет его подмены, и не прекратило оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика в свою сеть связи продолжив их оказание.

В этой связи, Гусиноозерским межрайоннымпрокурором Республики Бурятия вынесено постановление об административном правонарушении в отношении ПАО «Ростелеком» по ч.2 ст. 13.2.1 КоАП РФ.

Судья районного суда, принимая решение о признании ПАО «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.2.1 КоАП РФ, и определяя административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 тысяч рублей, исходил из приведенных выше обстоятельств совершения административного правонарушения и виновности привлекаемого к административной ответственности Общества, оценив представленные доказательства и находя их относимыми,допустимыми, достоверными и достаточными.

Между тем, при подготовке к рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения судьей районного суда не учтено следующее.

В силу ст.47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно положениям ст.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.ч.1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений ч.1 ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в абзаце 3 подпункта "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

При этом абз.7 п.3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае, если административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье.

Таким образом, вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не влечет обязательность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда. Это правило определения подсудности применяется лишь в том случае, если административное расследование было фактически проведено.

Из материалов настоящего дела об административном правонарушении не следует, что по делу фактически проводилось административное расследование, тому надлежащих доказательств не представлено.

Так, 12 декабря 2023 года Гусиноозерским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.2-3). В данном постановлении содержится указание на то, что появилась необходимость в получении дополнительных материалов от операторов связи ПАО «Ростелеком», ООО «Тинькофф Мобайл», ООО «Т2Мобайл» и проведении их анализа специалистами территориального органа Роскомнадзора.

В этот же день12 декабря 2023 г.Гусиноозерским межрайонным прокурором в адрес ПАО «Ростелеком» направлено письмо с просьбой о предоставлении информации о зафиксированных аппаратурой ПАО «Ростелеком» маршрутах прохождения вышеуказанного звонка, в том числе сведения о месте нахождения пунктов сигнализации, с которых инициирован соответствующий звонок. Ответ на письмо направлен оператором 20 декабря 2023 г. (л.д.5-6).

12 декабря 2023 г. Гусиноозерским межрайонным прокурором РБ руководителю Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия Мункожаргаловунаправлено письмо, в котором содержится просьба о выделении специалистов для проведения проверки в отношении ПАО «Ростелеком», оценки наличия в действиях оператора связи состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.2.1 КоАП РФ,с просьбой представить информацию до 25декабря 2023 года (л.д.47).

Также 12 декабря 2023 г. направлен запрос о предоставлении информации в адрес оператора связи ООО «Тинькофф Мобайл», ответ направлен в адрес прокурора 12 декабря 2023 г. (л.д.48-49).

Результата анализа представленной Гусиноозерской межрайонной прокуратурой информации по проверке операторов связи ПАО «Ростелеком» направлены в адрес прокуратуры 25 декабря 2023 г. (л.д.50-52).

29 декабря отобрано объяснение у представителя ПАО «Ростелеком» Матюновой Н.А.

11 января 2024 года Гусиноозерским межрайонным прокурором Орловым А.Г. вынесено постановление об административном правонарушении в отношении ПАО «Ростелком».

Изучение материалов дела об административном правонарушении не свидетельствует о том, что после вынесения 12 декабря 2023 года определенияопроведении административного расследования, такое расследование фактически проводилось, поскольку каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, не проводилось. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

В рассматриваемом случае, несмотря на вынесение должностным лицом прокуратуры определения о проведении административного расследования, процессуальные действия, связанные с проведением административного расследования, требующих значительных временных затрат, по данному делу фактически не проводились. Подтверждением значительных временных затрат не могут являться направления запросов операторам связи, получение ответов на них, письменный ответ начальника отдела КНССФИО8, который не содержитсведений о проведении каких-либо действий, о привлеченииспециалистов для исследования и дачи ответа,что не свидетельствует о проведении прокуратурой административного расследования, как такового.

Учитывая, что в силу ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно к подсудности мирового судьи отнесено рассмотрение дел, если административное расследование не проводилось, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению мировым судьей.

Следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия с нарушением правил подсудности.

Вместе с тем судья районного суда на стадии принятия дела к своему производству не дал надлежащей оценки вышеизложенным обстоятельствам, связанным с соблюдением подсудности настоящего дела, приняв его к своему производству.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года №623-О-П и от 15 января 2009 года №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст.47 и ч.3 ст.56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Принятый в результате такого рассмотрения судебный акт не обеспечивает гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах постановление судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 29 февраля 2024 года, вынесенное в отношении ПАО «Ростелеком» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

С учетом положений ч.1 ст.29.5, ч.1, 3 ст.23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению мировым судьей.

В силу положений части 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Следовательно, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подсудности и оно подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы по делу срок давности привлечения ПАО «Ростелеком» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, который составляет 1 год (услуга связи оказана в апреле 2023 года) для данной категории дел истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса.

В силу истечения срока давности, вопрос о наличии вменяемого состава административного правонарушения, не решается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

Постановление судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 29 февраля 2024 года отменить, производство по делу прекратить.

Судья:                                    М.В. Ихисеева

12-88/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ПАО "Ростелеком"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ихисеева Мария Викторовна
Статьи

ст.13.2.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--bur.sudrf.ru
28.03.2024Материалы переданы в производство судье
16.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее