РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
05.04.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-455/2023 (3а-2745/2023) по административному исковому заявлению Воробьевой Татьяны Иосифовны, Тяжова Николая Ивановича, Кузнецова Дениса Николаевича, Губарева Максима Валерьевича, Губарева Станислава Анатольевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения административного иска) просят:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 412,1 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 г. в размере 7 738 025,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 218,8 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 280 166,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 36,0 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 761 831,00 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 16,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 367 022,00 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 34,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 597,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 16,9 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 379 436,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 53,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 096 713,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 68,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 384 656,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 109,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 245 111,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 17,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 385 631,00 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 911 194,00 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 158,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 168 346,00 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве общей собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
Представитель административных истцов, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С 01.01.2017 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные нежилые помещения принадлежат административным истцам на праве общей собственности.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Самарской от 25.11.2021 г. № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в следующих размерах: для объекта с КН 63:09:0101154:1159 - 11 320 852,67 руб. ; для объекта с КН 63:09:0101154:1160 - 6 647 281,84 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:1161 - 1 202 942,16 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:1163 - 550 282,30 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:1164 - 1 143 866,88 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:7444 - 570 359,96 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:7534 - 1 768 267,84 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:13588 - 2 256 851,33 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:13589 – 3 524 569,41 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:13591 - 580 393,88 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:13594 - 1 454 394,12 руб.; для объекта с КН 63:09:0101154:13596 - 4 971 826,11 руб.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административными истцами представлен отчет об оценке, подготовленный ООО «Бюро оценочных технологий», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений составляет:
для объекта с КН № - 7 738 025,00 рублей.
для объекта с КН № - 4 280 166,00 рублей.
для объекта с КН № - 761 831,00 рубль.
для объекта с КН № - 367 022,00 рубля.
для объекта с КН № - 726 597,00 рублей.
для объекта с КН № 379 436,00 рублей.
для объекта с КН № - 1 096 713,00 рублей.
для объекта с КН № - 1 384 656,00 рублей.
для объекта с КН № - 2 245 111,00 рублей.
для объекта с КН № - 385 631,00 рубль.
для объекта с КН № - 911 194,00 рубля.
для объекта с КН № - 3 168 346,00 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 28.12.2022, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненный административный иск Воробьевой Татьяны Иосифовны, Тяжова Николая Ивановича, Кузнецова Дениса Николаевича, Губарева Максима Валерьевича, Губарева Станислава Анатольевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 412,1 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 738 025,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 218,8 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 280 166,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 36,0 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 761 831,00 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 16,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 367 022,00 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 34,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 597,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 16,9 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 379 436,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 53,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 096 713,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 68,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 384 656,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 109,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 245 111,00 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 17,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 385 631,00 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 911 194,00 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 158,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 168 346,00 рублей.
Датой подачи административными истцами заявления в суд считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.04.2023.