УИД 68RS0№-38
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к НО «<данные изъяты> <адрес>» о возложении обязанности по организации капитального ремонта многоквартирного дома,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что по обращению гражданина прокуратура провела проверку переноса срока капитального ремонта кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате чего было установлено, что согласно пункту 2120 Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на период 2014 - 2043 г.г., утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на период с 2019 по 2021 г.г. было запланировано выполнение работ по капитальному ремонту в указанном многоквартирном доме. Одной из функций регионального оператора в лице НО «Фонд капитального ремонта <адрес>» является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора, и осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в силу части 1 статьи 180 ЖК РФ). Краткосрочный план в отношении многоквартирного дома по вышеназванному адресу, предусмотренный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2019-2021 г.г. региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», по состоянию на декабрь 2022 года выполнен не был (пункт 120 раздел 4.1). Решение о переносе срока капитального ремонта, предусмотренного региональной программой, на более поздний, собственниками помещений МКД не принималось. Просит суд возложить на НО «Фонд капитального ремонта <адрес>» обязанность организовать работы по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал исковые требования, пояснив, что не просит установления для ответчика конкретного срока, в течение которого необходимо исполнить решение суда. Согласно ответу заместителя главы <адрес> не признан аварийным и подлежащим реконструкции; на данный момент у дома нет управляющий компании, проводится конкурс.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, поддержав свой письменный отзыв. Указала, что многоквартирный <адрес> включен в программу капитального ремонта постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на период 2014 - 2043 годов». Формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора (общем котле). Функции технического заказчика при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла администрация <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ, ст. 25 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. № 309-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, расположенных в границах одного муниципального образования Тамбовской области, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, расположенных на территории этого же муниципального образования Тамбовской области, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Не проведение капитального ремонта крыши, инженерных сетей указанного многоквартирного дома в 2019-2021 г.г. обусловлено тем, что объем прогнозного сбора по взносам на капитальный ремонт за 2021 год не позволил выполнить все запланированные мероприятия краткосрочного плана, То есть размер средств, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов этого периода, кратно превышал фактический объем сбора многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план этого периода. По состоянию на ноябрь 2023 года собственниками многоквартирного дома собрано 49 тыс. руб., задолженность - 61 тыс. руб., прогнозный сбор к 2043 году - 381 тыс. руб. О необходимости соблюдения НО - «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» принципа возвратности указывает надзорный орган в лице УФК по Тамбовской области в представлении об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 24 ноября 2022 г. № 64-17-17/5086. Данным предписанием установлено нарушение требований части 4 статьи 179, части 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 25 Закона № 309-3 от 23.07.2013 г., выразившееся в осуществлении региональным оператором финансирования на общую сумму 90 млн. руб. капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых не могут обеспечить возврат задолженности до конца срока реализации региональной программы за счет последующих взносов на капитальный ремонт. Таким образом, безосновательное включение в текущий план проведения капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора, в которых капитальный ремонт не был проведен до 2022 года (а таковых на сегодняшний день 723 многоквартирных дома на территории Тамбовской области) может привести к невыполнению программы капитального ремонта текущего периода. Что приведет к нарушению прав собственников других многоквартирных домов. Поэтому просит суд отказать прокурору в удовлетворении требований в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7).
Исходя из положений статей 170, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Фонд капитального ремонта формируется, в том числе - за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в том числе для оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 4 статьи 25 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, расположенных в границах одного муниципального образования Тамбовской области, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, расположенных на территории этого же муниципального образования Тамбовской области, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 15 ноября 2013 г. N 1312 "О создании некоммерческой организации - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тамбовской области создан в целях создания условий для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; 3) осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в случае если данные функции не возложены на органы местного самоуправления и (или) муниципальные бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 настоящего Закона; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе средств государственной поддержки, муниципальной поддержки; 5) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Таким образом, на НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" законом возложена обязанность в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Финансирование расходов на капитальный ремонт одного многоквартирного дома осуществляется за счет средств, полученных Фондом от собственников помещений во всех многоквартирных домах, расположенных в границах одного муниципального образования Тамбовской области.
Судом установлено, и подтверждалось в судебном заседании представителем ответчика, что формирование фонда капитального ремонта многоквартирного <адрес> осуществляется на счете регионального оператора.
Постановлением администрации <адрес> от 25 ноября 2013 г. № 1359 «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов» многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тамбовская область, город <адрес>, был включен в программу капитального ремонта, в том числе - по ремонту крыши.
Первоначальный текст вышеназванного постановления был опубликован на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (http://www.tamlife.ru).
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2018 г. № 926 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru) был утвержден краткосрочный план реализации в 2019-2021 годах региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.
Многоквартирный дом по вышеназванному адресу был включен в краткосрочный план. Соответственно, капитальный ремонт кровли в данном доме должен был быть организован в срок до 2022 года.
В материалах дела имеется ответ и.о. директора НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" № 1019 от 20 апреля 2023 г., адресованный министру ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, в котором он сообщает, что специалистами Фонда был проведен визуальный осмотр МКД по адресу: <адрес>, и установлено, что конструкции крыши требуют проведения комплекса работ по капитальному ремонту (л.д. 52).
Однако до настоящего времени капитальный ремонт общего имущества в указанном многоквартирном доме некоммерческой организацией - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", выполняющей функции технического заказчика, не организован. Тогда как решений о переносе срока проведения капитального ремонта, установленного региональной программой и краткосрочным планом, не принималось.
Данное обстоятельство не оспаривала в судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на значительное превышение фактического объема сбора средств многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план, и невозможность обеспечения принципа возвратности средств за счет собственников помещений вышеназванного МКД.
В силу части 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации - возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Таким образом, отсутствие необходимого объема средств на капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: <адрес>, не является основанием для неисполнения обязательств, возложенных на регионального оператора. Вышеприведенная норма предполагает возможность проведения капитального ремонта в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта. Возмещение региональному оператору израсходованных средств осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений указанного дома.
Доводы, приведенные ответчиком, суд отклоняет, поскольку законодательство РФ не предусматривает их в качестве основания для освобождения НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" от исполнения возложенных на него обязательств.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░