Дело №2-22/2024
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Зональное 16 января 2024г.
Зональный районный суда Алтайского края в составе:
судьи Мартьяновой Ю.М.,
при секретаре Сметанниковой А.М.,
с участием помощника прокурора Зонального района Дитятевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Емельянову ФИО7 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бийска Алтайского края обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Емельянову ФИО8 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, о возмещении ущерба.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просит суд возложить на Емельянова Д.С. обязанность ликвидировать несанкционированную свалку мусора и ТКО различного класса опасности в виде: полиэтиленовых пакетов, тары, бытовой техники, картонных коробок, остатков упаковки, строительного и иного мусора, на общей площади 10 кв.м. на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером № путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Емельянова ФИО9 в доход муниципального образования г. Бийск в счет возмещения вреда компенсацию, рассчитанную на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. № 238 в размере 8093 руб. 15 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой города Бийска совместно с Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в части размещения отходов производства и потребления на территории города Бийска.
Установлено, что на территории земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером №, имеется несанкционированная свалка мусора в виде строительных отходов. На дату 24.11.2023 общая площадь поверхности почвы, перекрытой строительными отходами, составляет 10 кв.м.
Согласно информации полученной из администрации города Бийска земельный участок с кадастровым номером № площадью 5817 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в аренду Емельянову ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Алтайскому краю на основании постановления администрации города Бийска от 21.06.2021 № 1060, договора аренды от 09.11.2021 № 412 сроком на 66 месяцев, вид разрешенного использования земельного участка – магазины, бытовое обслуживание. Также данные о собственнике подтверждаются выпиской из ЕГРН.
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащего состояния земельного участка с кадастровым номером №, несет его арендатор – Емельянов ФИО11.
Согласно предоставленному Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора расчета размера вреда причиненного почвам, рассчитанного по Методике, Емельяновым ФИО12, как объекту охраны окружающей среды при перекрытии ее поверхностности на земельном участке по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 8093 руб. 15 коп.
Выявленная несанкционированная свалка ставит под угрозу права жителей города Бийска на благоприятную окружающую среду, а также может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на указанной территории, к вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
В судебное заседание прокурор г. Бийска не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Представитель процессуального истца помощник прокурора Зонального района Алтайского края, действующая на основании поручения, Дитятева С.Ю. в судебном заседании уточненный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Емельянов Д.С., его представитель Краузер В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. До начала судебного заседание стороной истца представлена квитанция об оплате сумы в возмещение вреда в размере 8093 рубля 15 коп., а также, заявление о признании уточненного иска ответчиком.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Краузер В.В. против удовлетворения уточненных исковых требований не возражал, пояснив, что его доверителем несанкционированная свалка была ликвидирована, в настоящее время площадь загрязнения составляет 10 кв.м, данная свалка образовалась стихийно, местные жители выбрасывали длительное время мусор в низину земельного участка.
Представители третьих лиц Администрации г. Бийска Алтайского края, Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя процессуального истца помощника прокурора Дитятеву С.Ю., изучив материалы дела, заявление ответчика Емельянова Д.С. о признании исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации в ст. ст. 41, 42, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ст. 12 Земельного кодекса использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № площадью 5817 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в аренду ответчику Емельянову ФИО13 на основании постановления администрации города Бийска от 21.06.2021 № 1060, договора аренды от 09.11.2021 № 412 сроком на 66 месяцев, вид разрешенного использования земельного участка – магазины, бытовое обслуживание, что подтверждаются выпиской из ЕГРН.
Из материалов дела следует, что на территории земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером №, имеется несанкционированная свалка мусора в виде строительных отходов. По состоянию на 13.07.2023г. общая площадь несанкционированной свалки составляла 2 000 кв.м.
По состоянию на 24.11.2023 общая площадь поверхности почвы, перекрытой строительными отходами, составляет 10 кв.м, что подтверждено протоколом осмотра и установлено, что ответчик Емельянов Д.С. в добровольном порядке частично ликвидировал несанкционированную свалку на площади 1 990 кв.м. и в добровольном порядке возместил вред, причиненный почвам в размере 8093 рубля 15 копеек, что подтверждено квитанцией об оплате в вышеуказанной сумме.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на арендуемом ответчиком Емельяновым Д.С. земельном участке, в связи с чем обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среду лежит на нем, как арендаторе земельного участка. При этом суд полагает, что неприятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в значительной степени приводит к природоохранного законодательства, которое гарантирует право каждого на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Согласно п.п. 4.2.1, 4.2.5 и 4.2.6 Договора аренды, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным способом использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории к загрязнению прилегающих земель.
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащего состояния земельного участка с кадастровым номером №, несет его арендатор – Емельянов ФИО14.
Кроме того, в соответствии со статьей 75 Закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
При этом в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 Закона).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 6 Постановления № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Закона).
Пунктом 1 статьи 78 Закона установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В п. 14 Постановления № 49 разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац 2 п. 1 статьи 78 Закона).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (п. 1 ст. 77 Закона).
В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (п. 2 Методики).
Согласно предоставленному Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора расчета размера вреда причиненного почвам, рассчитанного по Методике, Емельяновым ФИО15, как объекту охраны окружающей среды при перекрытии ее поверхностности на земельном участке по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 8093 (восемь тысяч девяносто три) руб. 15 (пятнадцать) кооп.(имеется в материалах дела).
Согласно п. 16 Постановления № 49 присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, факта ликвидации ответчиком Емельяновым Д.С. в добровольном порядке несанкционированной свалки в большем ее объеме (остаток свалки составляет 10 кв.м.), добровольное возмещение ущерба в сумме 8093 руб. 15 коп., исковые требования прокурора г. Бийска подлежат частичному удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет. Таким образом, с Емельянова Д.С. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Зональный район Алтайского края, с учетом удовлетворения требования нематериального характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края удовлетворить частично.
Возложить на Емельянова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку мусора и ТКО различного класса опасности в виде: полиэтиленовых пакетов, тары, бытовой техники, картонных коробок, остатков упаковки, строительного и иного мусора, на общей площади 10 кв.м. на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером № путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края оставить без удовлетворения.
Взыскать с Емельянова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, в доход муниципального образования Зональный район Алтайского края расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Зональный районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024г.
Судья Ю.М. Мартьянова