Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2024 (2-394/2023;) ~ М-350/2023 от 18.09.2023

Дело №2-22/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Зональное 16 января 2024г.

Зональный районный суда Алтайского края в составе:

судьи Мартьяновой Ю.М.,

при секретаре Сметанниковой А.М.,

с участием помощника прокурора Зонального района Дитятевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Емельянову ФИО7 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Бийска Алтайского края обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Емельянову ФИО8 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, о возмещении ущерба.

С учетом уточнения исковых требований, прокурор просит суд возложить на Емельянова Д.С. обязанность ликвидировать несанкционированную свалку мусора и ТКО различного класса опасности в виде: полиэтиленовых пакетов, тары, бытовой техники, картонных коробок, остатков упаковки, строительного и иного мусора, на общей площади 10 кв.м. на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Емельянова ФИО9 в доход муниципального образования г. Бийск в счет возмещения вреда компенсацию, рассчитанную на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. № 238 в размере 8093 руб. 15 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой города Бийска совместно с Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в части размещения отходов производства и потребления на территории города Бийска.

Установлено, что на территории земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером , имеется несанкционированная свалка мусора в виде строительных отходов. На дату 24.11.2023 общая площадь поверхности почвы, перекрытой строительными отходами, составляет 10 кв.м.

Согласно информации полученной из администрации города Бийска земельный участок с кадастровым номером площадью 5817 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в аренду Емельянову ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Алтайскому краю на основании постановления администрации города Бийска от 21.06.2021 № 1060, договора аренды от 09.11.2021 № 412 сроком на 66 месяцев, вид разрешенного использования земельного участка – магазины, бытовое обслуживание. Также данные о собственнике подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащего состояния земельного участка с кадастровым номером , несет его арендатор – Емельянов ФИО11.

Согласно предоставленному Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора расчета размера вреда причиненного почвам, рассчитанного по Методике, Емельяновым ФИО12, как объекту охраны окружающей среды при перекрытии ее поверхностности на земельном участке по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , составляет 8093 руб. 15 коп.

Выявленная несанкционированная свалка ставит под угрозу права жителей города Бийска на благоприятную окружающую среду, а также может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на указанной территории, к вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

В судебное заседание прокурор г. Бийска не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Представитель процессуального истца помощник прокурора Зонального района Алтайского края, действующая на основании поручения, Дитятева С.Ю. в судебном заседании уточненный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Емельянов Д.С., его представитель Краузер В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. До начала судебного заседание стороной истца представлена квитанция об оплате сумы в возмещение вреда в размере 8093 рубля 15 коп., а также, заявление о признании уточненного иска ответчиком.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Краузер В.В. против удовлетворения уточненных исковых требований не возражал, пояснив, что его доверителем несанкционированная свалка была ликвидирована, в настоящее время площадь загрязнения составляет 10 кв.м, данная свалка образовалась стихийно, местные жители выбрасывали длительное время мусор в низину земельного участка.

Представители третьих лиц Администрации г. Бийска Алтайского края, Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителя процессуального истца помощника прокурора Дитятеву С.Ю., изучив материалы дела, заявление ответчика Емельянова Д.С. о признании исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации в ст. ст. 41, 42, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст. 12 Земельного кодекса использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером площадью 5817 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в аренду ответчику Емельянову ФИО13 на основании постановления администрации города Бийска от 21.06.2021 № 1060, договора аренды от 09.11.2021 № 412 сроком на 66 месяцев, вид разрешенного использования земельного участка – магазины, бытовое обслуживание, что подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Из материалов дела следует, что на территории земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером , имеется несанкционированная свалка мусора в виде строительных отходов. По состоянию на 13.07.2023г. общая площадь несанкционированной свалки составляла 2 000 кв.м.

По состоянию на 24.11.2023 общая площадь поверхности почвы, перекрытой строительными отходами, составляет 10 кв.м, что подтверждено протоколом осмотра и установлено, что ответчик Емельянов Д.С. в добровольном порядке частично ликвидировал несанкционированную свалку на площади 1 990 кв.м. и в добровольном порядке возместил вред, причиненный почвам в размере 8093 рубля 15 копеек, что подтверждено квитанцией об оплате в вышеуказанной сумме.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на арендуемом ответчиком Емельяновым Д.С. земельном участке, в связи с чем обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среду лежит на нем, как арендаторе земельного участка. При этом суд полагает, что неприятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в значительной степени приводит к природоохранного законодательства, которое гарантирует право каждого на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Согласно п.п. 4.2.1, 4.2.5 и 4.2.6 Договора аренды, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным способом использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории к загрязнению прилегающих земель.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащего состояния земельного участка с кадастровым номером , несет его арендатор – Емельянов ФИО14.

Кроме того, в соответствии со статьей 75 Закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 Закона).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 6 Постановления № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Закона).

Пунктом 1 статьи 78 Закона установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В п. 14 Постановления № 49 разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»).

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац 2 п. 1 статьи 78 Закона).

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (п. 1 ст. 77 Закона).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (п. 2 Методики).

Согласно предоставленному Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора расчета размера вреда причиненного почвам, рассчитанного по Методике, Емельяновым ФИО15, как объекту охраны окружающей среды при перекрытии ее поверхностности на земельном участке по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , составляет 8093 (восемь тысяч девяносто три) руб. 15 (пятнадцать) кооп.(имеется в материалах дела).

Согласно п. 16 Постановления № 49 присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, факта ликвидации ответчиком Емельяновым Д.С. в добровольном порядке несанкционированной свалки в большем ее объеме (остаток свалки составляет 10 кв.м.), добровольное возмещение ущерба в сумме 8093 руб. 15 коп., исковые требования прокурора г. Бийска подлежат частичному удовлетворению.

В силу статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет. Таким образом, с Емельянова Д.С. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Зональный район Алтайского края, с учетом удовлетворения требования нематериального характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края удовлетворить частично.

Возложить на Емельянова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> , выдан ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку мусора и ТКО различного класса опасности в виде: полиэтиленовых пакетов, тары, бытовой техники, картонных коробок, остатков упаковки, строительного и иного мусора, на общей площади 10 кв.м. на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края оставить без удовлетворения.

Взыскать с Емельянова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <данные изъяты> , выдан ДД.ММ.ГГГГ, в доход муниципального образования Зональный район Алтайского края расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Зональный районный суд Алтайского края.

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024г.

Судья Ю.М. Мартьянова

2-22/2024 (2-394/2023;) ~ М-350/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура г. Бийска
Прокурор Зонального района Алтайского края
Ответчики
Емельянов Дмитрий Сергеевич
Другие
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Краузер Василий Васильевич
Администрация г. Бийска Алтайского края
Суд
Зональный районный суд Алтайского края
Судья
Мартьянова Ю.М.
Дело на странице суда
zonalny--alt.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.10.2023Предварительное судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее