Дело № 2-496/2023
УИД 86RS0013-01-2023-000651-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2023 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кривошеевой М.А., при секретаре судебного заседания Борисовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-496/2023 по исковому заявлению Курсаковой Веры Владимировны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования, Чернышев В.В., Чернышев С.В., Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Курсакова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом <данные изъяты>, 13.05.2021 истец в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, принята на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный по категории очередности «инвалиды <данные изъяты>».
03.03.2023 истцом в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории города Тульской области с приложением необходимых документов, в соответствии с Правилами выпуска и регистрации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153.
13.03.2023 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный в соответствии с требованиями п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов направил заявление истца с пакетом документов в адрес Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
23.05.2023 ответчик, рассмотрев заявление и документы истца на предмет выдачи государственного жилищного сертификата, принял решение об отказе в выдаче Курсаковой В.В. обозначенного сертификата в связи с несоответствием условиям участия в подпрограмме, установленным ст.1 Федерального закона №125-ФЗ, так как при постановке на учет ею не представлены сведения о проживании на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 16.12.1997 по 20.01.1998.
Вместе с тем, данное решение Департамента строительства округа нарушает право истца на предоставление мер государственной социальной поддержки. Истец прибыла в указанные районы в 1986 году, постоянно проживала и работала в г. Радужный ХМАО-Югры, продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 30 лет 11 месяца 1 день. Факт постоянного проживания истца, в период с 16.12.1997 по 20.01.1998 подтверждается справкой об обучении ее ребенка, ФИО9., в период с 01.09.1993 по 26.06.2003, выданной МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» - «Школа здоровья и развития. Истец имеет статус «инвалиды <данные изъяты>», что подтверждается справкой ФКУ «Главное Бюро МСЭ по ХМАО-Югре» Бюро №11 серии МСЭ-2020№№. Таким образом, истец имеет правовые основания для получения меры социальной поддержки как лицо, выезжающее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просит признать действия должностных лиц, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный, при решении вопроса о постановке на учет Курсаковой В.В. в качестве, имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с категорией «инвалиды <данные изъяты>», на основании приказа от 27.05.2021 №315, правомерными; считать истца участником программы, получателем субсидии; признать незаконным решение ответчика от 23.05.2023 №42-Исх-9211; обязать ответчика включить истца в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2023 году по комплексу процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать истцу государственный жилищный сертификат (л.д. 5-6).
В письменных возражениях на иск Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что Департамент в ходе рассмотрения документов граждан, желающих получить сертификат, обеспечивает контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, тогда как полномочия по регистрации и учету указанных граждан переданы органам местного самоуправления. Рассмотрев документы, представленные администрацией г. Радужного, на предмет выдачи (отказа в выдаче) истцу сертификата, Комиссией Департамента по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан выявлен факт неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет истца. При решении вопроса о постановке на учет (13.05.2021) истцом не были представлены документы, подтверждающие его проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с 16.12.1997 по 20.01.1998. Непредставление или неполное представление документов является основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Считает, что Комиссией принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче истцу сертификата (л.д. 49-50).
Третьи лицом Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный ХМАО-Югры (далее – Комитет либо КУМИ) возражений в письменном виде по заявленным требованиям не представлено.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента, представитель третьего лица Комитета, третье лицо Чернышев С.В., не явились. Департамент просил рассмотреть дело без участия его представителя. Представитель третьего лица КУМИ и третье лицо Чернышев С.В., уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без их участия. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Департамента и третьего лица Комитета, а также третьего лица Чернышева С.В..
В судебном заседании истец Курсакова В.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, ссылаясь на незаконность отказа ответчика в выдаче ей жилищного сертификата, она постоянно проживала на территории г. Радужный.
Третье лица Чернышев В.В. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют в том числе инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, пенсионеры, стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет (ст.1 №125-ФЗ)
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ установлен постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).
Согласно п.2 ст. 1 Положения регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N 1613 в статью 9 Положения введен подпункт "ж", согласно которому гражданину, имеющему право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для регистрации и постановки на учет необходимо представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Согласно с пп. "а" п. 12 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 876 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Курсакова В.В. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ-2020 №№ (лд. 9,74).
13.05.2021 истец обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила включи её в список граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», составом семьи: Курсакова В.В. – заявитель, Чернышев В.В. – супруг, Чернышев С.В. - сын (л.д. 68-69).
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный от 27.05.2021 № 315 истец с составом семьи три человека: в том числе Чернышев В.В. – супруг и Чернышев С.В. – сын, была поставлена на учет граждан имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с даты подачи заявления в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 (л.д. 27).
Согласно п. 1 названного приказа Курсакова В.В. поставлена на учет с даты подачи им заявления (13.05.2021), учетное дело № №, по категории «инвалиды <данные изъяты>» имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 27).
Комитет письмом № 23-Исх-3576 от 28.05.2021 уведомил истца о постановке на учет исходя из даты регистрации его заявления в книге регистрации и учета по категории «инвалиды <данные изъяты>» в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 (л.д. 28-29).
13.03.2023 Комитет письмом 23-Исх-1477 уведомил Курсакову В.В. о том, что она в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включен в Сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2023 году в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (л.д. 34, 103).
03.03.2023 истец обратилась в Комитет с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятий граждане - выезжающие из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения в Тульской области на состав семьи 3 человека (л.д. 30-33).
К заявлению истцом приложены документы в соответствии с перечнем, установленным п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №153 от 21.03.2006.
Комитетом, представленные истцом документы с заявлением направлены для рассмотрения в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (л.д. 34).
Письмом Департамента 42-исх-9211 от 23.05.2023 истцу сообщено о том, что Решением Комиссии Департамента по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан Курсаковой В.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на основании пп.«г» п.21 Постановления Правительства Российской Федерации №879 (граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет); при решении вопроса о постановке на учет заявителем не представлены документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 16.12.1997 по 20.01.1998 (пп.«ж» п.9, пп.«б» п.12(1) Постановления Правительства Российской Федерации №879) непредставление или неполное представление документов является основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (л.д. 19-21, 104-105).
Из материалов дела следует, что Курсакова В.В. значилась зарегистрированной на территории ХМАО-Югры в следующие периоды:
с 15.05.1989 по 16.12.1997 по адресу: <адрес>;
с 20.01.1998 по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 22, 86).
В соответствии со справкой от 25.01.2022 выданной ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре, трудовой книжкой истца, Курсакова В.В. в период с 19.03.1985 по 09.03.2020 осуществляла трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, общая продолжительность периодов работы составляет 30 лет 11 месяцев 1 день.
Согласно вышеуказанным нормам закона к числу обязательных условий предоставления гражданам жилищных субсидий на приобретение жилого помещения законом отнесено их прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, наличие общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее пятнадцати календарных лет, отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей.
Согласно действующего с 04.01.2018 года подпункта "ж" статьи 9 Положения гражданин имеющий право на получение социальной выплаты, для регистрации и постановки на учет должен представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года.
Как указано в данном подпункте к таким документам относятся копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Курсакова В.В. обратилась с заявлением о постановке её на учет с целью получения субсидии по категории инвалид <данные изъяты> 13.05.2021 года (л.д.68).
Таким образом, требования подпункта «ж» статьи 9 Положения распространяются на истца
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, к заявлению Курсаковой В.В. приложены документы в соответствии с перечнем, установленным п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, однако документов, содержащих сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 01 января 2015 года по пп.«ж» д.9 Постановления Правительства Российской Федерации №879 истцом в полном объеме не представлено, отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания Курсаковой В.В. в период с 16.12.1997 по 20.01.1998.
Таким образом, истец требования вышеуказанного подпункта не выполнила, при подаче заявления о постановке на учет не представила документы, подтверждающие проживание заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года.
Из представленных документов не подтверждены периоды проживания ввиду отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания) Курсаковой В.В. в период с 16 декабря 1997 по 20 января 1998.
При этом, необходимые документы для подтверждения факта проживания истца в спорный период перечислены в подпункте «ж» статьи 9 Положения, их перечень является исчерпывающим, таких документов на момент подачи Курсаковой В.В. в компетентные органы не представлено.
Истец ошибочно полагает, что документом подтверждающим факт проживания в спорный период на территории ХМАО-Югры является справка с места обучения её сына, которая кроме того ранее к заявлению не представлялась, доказательством проживания истца в спорный период на территории ХМАО-Югры не являются.
В случае отсутствия документов подтверждающих факт проживания и невозможности подтвердить данный факт иными способами, данный факт, имеющий юридическое значение может быть установлен в судебном порядке, однако истец с данными требованиями в суд не обращалась.
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" исходит из того, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, носит заявительный характер.
Действительно, истец прибывшая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеет необходимый пятнадцатилетний стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у нее отсутствуют другие жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 1985 года по 2020 год осуществляла трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 2020 года является пенсионером по старости, проживал в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, однако документов на дату постановки на учет, подтверждающих непрерывное проживание на территории ХМАО-Югры в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года (спорный период с 16 декабря 1997 по 20 января 1998) не представила в связи с их отсутствием.
Поскольку на дату обращения в администрацию 13.05.2021 года истцом не были представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера в указанный выше период, то оснований для её включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с этой даты не имеется.
Учитывая, что начиная с 04 января 2018 года внесены вышеуказанные изменения (подпункт "ж" пункта 9 Положения), граждане обязаны на дату подачи заявления представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 01 января 2015 года, таких документов истец не представила, основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют.
При этом суд считает возможным разъяснить истцу, что в связи с вышеуказанными изменениями истец в настоящее время имеет право на повторное обращение к ответчику с указанным выше заявлением на общих основаниях и с представлением документов, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 9 вышеназванного Положения, установив в случае отсутствия подтверждающих документов факт, имеющий юридическое значение в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Курсаковой Вере Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2023 года.
Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2023 года.
Судья подпись М.А. Кривошеева
КОПИЯ ВЕРНА
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-496/2023 (УИД 86RS0013-01-2023-000651-75) Радужнинского городского суда.
Решение в законную силу не вступило. 07.09.2023.
Судья М.А. Кривошеева
Секретарь суда