Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-4788/2022 ~ М-2552/2022 от 11.03.2022

УИД 11RS0001-01-2022-004274-43 Дело № 2-4788/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Гейнерт К.А., Исмаиловой Ш.А.,

с участием представителя прокуратуры Матвеевой С.А.,

представителя ответчика Щелупановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 апреля 2022 года гражданское дело по иску прокурора Прилузского района Республики Коми в интересах Жубрёва Владимира Павловича к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Прилузского района в интересах Жубрёва В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в размере 1607,72 руб., затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов «...», «...», «...» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, компенсации морального вреда в размере 3000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что истец имеет право на льготное лекарственное обеспечение лекарственными препаратами, однако, лекарственными препаратами обеспечивается несвоевременно, в связи с чем, истец был вынужден понести расходы на приобретение лекарственных препаратов.

В судебном заседании истец участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель прокуратуры исковые требования поддержала.

Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения исковых требований, указав, что пациент мог быть обеспечен лекарственными препаратами в случае их перераспределения в аптечной сети, а также корректировки схемы их применения. Кроме того, истцом не представлено доказательств о невозможности замены лекарственных препаратов на аналоги, а также корректировки схемы их применения. Оснований для взыскания компенсации морального вреда ответчик также не усматривает в связи с недоказанностью причинения нравственных и физических страданий. В случае принятия решения о взыскании компенсации морального вреда, ответчик просит снизить размер компенсации в связи со сложившейся сложной социально-экономической обстановкой, обусловленной недружественными действиями со стороны иностранных государств, вводящих санкционные меры в отношении Российской Федерации, также просит учесть тот факт, что компенсация морального вреда подлежит выплате за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Представитель третьего лица ... участия в судебном заседании не принял, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, согласно которому считает требования прокурора подлежащими удовлетворению, истец имеет право на выписку льготных лекарственных препаратов по региональной льготе и по федеральной льготе; в настоящее время на отсроченном обслуживании находятся препараты: ... ... в количестве 3 упаковки по региональной льготе с 30.07.2021, ... 100мг таблетки № 50 1 упаковка с 29.10.2021 по региональной льготе. По сведениям ... закупы на данные препараты проводились в ограниченном количестве.

Представитель третьего лица ... участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

В силу положений ч.1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь; каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В перечень заболеваний, включен, в том числе диабет.

Согласно ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В силу положений п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

В соответствии с п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Судом установлено, что Жубрёв В.П. наблюдается в ... является ... с диагнозом: .... Имеет право на выписку льготных лекарственных препаратов по региональной и федеральной льготам. Для лечения нуждается в приеме лекарственных препаратов: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., .... На препарат ... имеется решение врачебной комиссии.

В ходе прокурорской проверки по обращению Жубрёва В.В., установлено следующее.

30.07.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 100 мг № 50 в количестве 3 упаковок. При обращении 30.07.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. По состоянию на 21.02.2022 Жубрев В.П. препаратом не обеспечен.

30.07.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 667 мг/мл № 1 в количестве 2 упаковок. При обращении 30.07.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. По состоянию на 21.02.2022 Жубрёв В.П. препаратом не обеспечен.

10.09.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 100 мг № 50 в количестве 2 упаковок. При обращении 17.09.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. По состоянию на 21.02.2022 Жубрев В.П. препаратом не обеспечен.

29.10.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 100 мг № 50 в количестве 2 упаковок. При обращении 29.10.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. По состоянию на 21.02.2022 Жубрев В.П. препаратом не обеспечен.

30.07.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 600 мг № 10 в количестве 6 упаковок. При обращении 30.07.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. Лишь 25.08.2021 препарат Жубреву В.П. выдан в полном объеме.

29.10.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 40 мг № 50 в количестве 1 упаковки. При обращении 29.10.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. Лишь 10.02.2022 препарат Жубреву В.П. выдан в полном объеме.

10.09.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 40 мг № 50 в количестве 1 упаковки. При обращении 17.09.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. Лишь 10.02.2022 препарат Жубреву В.П. выдан в полном объеме.

29.10.2021 Жубреву В.П. выписан льготный рецепт серии №... на получение лекарственного препарата «...» 600 мг № 10 в количестве 6 упаковок. При обращении 29.10.2021 в аптеку ... данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. Лишь 10.02.2021 препарат Жубреву В.П. выдан в полном объеме.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу закона, должно осуществляться бесперебойно.

В связи с необходимостью ежедневного приема вышеуказанных препаратов, Жубрев В.П. приобрел препараты за счет собственных денежных средств.

Так, согласно товарному чеку № ... от 22.10.2021, Жубревым В.П. приобретен лекарственный препарат «...» 40 мг № 50 в количестве 1 упаковки на сумму 207,76 руб.

Согласно кассовому чеку ... от 12.11.2021, Жубревым В.П. приобретен лекарственный препарат «...» 40 мг № 50 в количестве 1 упаковки на сумму 210,98 руб., лекарственный препарат «...» 100 мг № 50 в количестве 2 упаковок на сумму 302,64 руб.

Согласно кассовому чеку ... от 13.08.2021, Жубревым В.П. приобретен лекарственный препарат «...» 600 мг № 6 в количестве 2 упаковок всего на сумму 267,72 руб.

Согласно кассовому чеку ... от 15.10.2021, Жубревым В.П. приобретен лекарственный препарат «...» 100 мг № 50 в количестве 1 упаковки на сумму 151,32 руб.

Согласно товарному чеку ... ... от 17.12.2021, Жубревым В.П. приобретен лекарственный препарат «...» 600 мг № 10 в количестве 1 упаковки на сумму 467,3 руб.

Всего затрачено истцом денежных средств на приобретение лекарственных препаратов 1607,72 руб.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из информации ... указанные выше лекарственные препараты истцу рекомендованы для приема на постоянной основе. Перерыв в приеме препаратов может отрицательно отразиться на состоянии здоровья.

Из-за ненадлежащего исполнения Минздравом РК возложенных на него обязанностей, истец вынужден был понести указанные расходы во избежание прерывания лечения, размер расходов подтверждается платежными документами.

Таким образом, требования прокурора о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов подлежат удовлетворению.

При этом, суд не находит оснований для установления срока исполнения решения суда в части взыскания денежных средств, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ срок устанавливается в случае, если выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

Доводы стороны ответчика о ненадлежащей организации медицинскими учреждениями бесперебойного обеспечения истца лекарственными препаратами, суд не может принять во внимание, поскольку каких-либо доводов, а равно доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения РК было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение Жубрёва В.П. необходимыми лекарственными препаратами, суду не представлено.

При этом, сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не могут влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов.

Несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом нарушает социальные права истца, в частности, право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Таким образом, здоровье является неотъемлемым и не отчуждаемым благом, принадлежащем человеку от рождения и охраняемым государством, которое Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Принимая во внимание наличие установленного факта несвоевременного обеспечения Жубрёва В.П. лекарственными препаратами, что влияет также на здоровье истца, суд полагает, что требования прокурора о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, принимает во внимание характер физических и нравственных страданий истца, степень вины ответчика, длительность не обеспечения истца лекарственным препаратом, находит заявленную истцом сумму компенсации морального вреда 3000 руб. разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам, а также характеру и объему перенесенных истцом нравственных страданий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Прилузского района Республики Коми удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Жубрёва Владимира Павловича денежные средства в счет возмещения стоимости приобретенных лекарственных препаратов в размере 1607,72 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий- Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 05 мая 2022 года.

2-4788/2022 ~ М-2552/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жубрев Владимир Павлович
Прокуратура Прилузского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Коми
Другие
ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми"
ГБУЗ РК "Прилузская ЦРБ"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
11.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее