Дело № 12-245/2022
Судья Сидорова И.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
22 декабря 2022 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Архипова Александра Альбертовича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2022 года, вынесенное в отношении Архипова Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил :
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2022 года Архипов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Архипов А.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав Архипова А.А. и его защитника Андреева А.М., допущенного по устному ходатайству Архипова А.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В силу статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ К организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» (далее – Закон Чувашской Республики) устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
В пункте 31 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов. Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики при пикетировании, осуществляемом одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, составляет не менее десяти метров.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, среди которых территория возле Дома Правительства в г. Чебоксары по Президентскому бульвару, д. 17, отсутствует.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, 20 октября 2022 в 12 час. 50 мин. Архипов А.А. совместно с другими участниками возле Дома Правительства, по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 17, провели несогласованное в установленном порядке с администрацией города Чебоксары публичное мероприятие в форме группового пикетирования с использованием плаката с надписью <данные изъяты>!», а именно: Архипов А.А. развернул заранее приготовленный плакат и стал осуществлять пикетирование, а в это время иной участник, преследуя с ним единую цель проведения несанкционированного в установленном порядке публичного мероприятия в форме группового пикетирования, стал снимать происходящее на камеру мобильного телефона. При этом Архипов А.А. находился от другого участника пикета Архипов А.А. на расстоянии менее 10 метров, что менее допустимого разрешенного законодательством минимального расстояния между пикетирующими. Вышеуказанным ФИО2 были нарушены требования статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ.
Действия Архипова А.А. как лица, проводившего публичное мероприятие в форме группового пикетирования в отсутствие поданного в установленном порядке соответствующего уведомления, по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные обстоятельства и вина Архипова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Административное наказание назначено Архипову А.А. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.13, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Доводы Архипова А.А. о том, что он проводил одиночное пикетирование, судом не принимаются.
Так, из письменных объяснений Архипова А.А., следует, что пикетирование с использованием предоставленного ФИО2 плаката было заранее совместно запланировано и по указанию ФИО2 проведено в г. Чебоксары возле Дома Правительства. Он, ФИО2 и ФИО1 прибыли на автомобиле к месту пикетирования, где он развернул плакат, а ФИО2 его сфотографировал. Затем они вместе уехали в другое место пикетирования. Данные объяснения согласуются как с письменными объяснениями ФИО2 от 21 октября 2022 года, при этом из представленного в материалы дела видео и фотоматериалов объективно следует, что расстояние между пикетирующими, которые совместно прибыли, находились и действовали согласованно в месте осуществляемого пикетирования, составило менее 10 метров (л.д. 12-14).
В соответствии с частью 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ и частью 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики в данном конкретном случае совокупность совместных согласованных действий участников публичного мероприятия, объединенных единым замыслом и общей организацией, обоснованно признана судом публичным мероприятием в форме группового пикетирования, которое было проведено без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В данном случае согласованная с другим участником публичного мероприятия совокупность инициативных и согласованных действий Архипова А.А. с иным участником образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности содержат необходимые сведения о событии административного правонарушения, отвечают требованиям статей 28.2, 29.10 КоАП РФ.
Судом второй инстанции установлено, что постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2022 года № 5-1248/2022 Архипов А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по тем основанием, что 20 октября 2022 года в 12 часов 50 минут возле Дома Правительства по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 17, провел одиночное пикетирование с применением средства наглядной агитации в виде плаката с надписью <данные изъяты>», чем нарушил пункт 2 Распоряжения Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности», которым в связи с веденным на территории Чувашской Республики режимом повышенной готовности с 18 марта 2020 года до особого распоряжения установлен запрет на проведение на территории Чувашской Республики спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Вместе с тем данное постановление не свидетельствует о неправомерности привлечения Архипова А.А. к административной ответственности по настоящему делу в силу следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, за совершение которого привлечен Архипов А.А. по делу № 5-1248/2022, заключается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а не в нарушении требований Федерального закона № 54-ФЗ при проведении публичного мероприятия, в связи с чем совокупность действий Архипова А.А. и иного лица предметом рассмотрения этого дела не являлось.
В связи с чем означенное постановление в отношении Архипова А.А. не препятствует признанию совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, постановлением суда по рассматриваемому в отношении Архипова А.А. делу об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ одним публичным мероприятием в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ и частью 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики, и преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении Архипова А.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2022 года, вынесенное в отношении Архипова Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Архипова А.А. – без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев