Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1554/2022 ~ М-1800/2022 от 11.08.2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г.Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Сосновской О.В.

при секретаре Приваловой Т.А.,

с участием: представителя истца Васильковой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе гражданское дело №2-1554/22 по иску Социального управления города Пензы к Девликамовой Янине Николаевне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи,

у с т а н о в и л:

Истец Социальное управление города Пензы обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 23 сентября 2021 года между Социальным управлением г.Пензы и Девликамовой Я.Н. был заключен социальный контракт №692 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Девликамовой Я.Н. выплачено 240000 рублей. Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Девликамова Я.Н. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по открытию кабинета для наращивания ресниц. Отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта, Девликамовой Я.Н. представлены не были. Также не поступали сведения о выполнении иных мероприятий программы социальной адаптации. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Девликамовой Я.Н. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов для подтверждения целевого расходования средств. Однако необходимых документов представлено не было. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п.48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт расторгнут с Девликамовой Я.Н. с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области (приказ от 06.05.2022 №561/1-ск). Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11.05.2022 №876/1 направлено Девликамовой Я.Н. На настоящий момент денежные средства Девликамовой Я.Н. возвращены не были. Просил взыскать с ответчика в пользу Социального управления города Пензы полученную сумму в размере 240000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Василькова Н.А., действующая на основании доверенности от 27.06.2022 №12-04/12-47, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик Девликамова Я.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась судебными повестками с уведомлениями по месту регистрации. Заказная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения». Суд с учетом положений ст.ст. 117, 118 ГПК РФ считает ответчика Девликамову Я.Н. извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном производстве, порядок и последствия которого представителю истца разъяснены и понятны.

Суд, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).

Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В соответствии с пунктом 7 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 годах, утв.Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-ПП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в форме: денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.п.7.2).

В соответствии с п.32.3-32.4 раздела V Правил в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан: встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы.

Согласно п. 32.4. Правил заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты.

Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности);

Согласно п. 32.5. Правил возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Судом установлено, что Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

17 сентября 2021 года Девликамова Я.Н. обратилась в Социальное управление города Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и 14 октября 2021 года с заявлением о предоставлении денежных выплат на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставив бизнес-план (л.д.10-13).

На основании приказа начальника Социального управления города Пензы №909-ск от 23 сентября 2021 года «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта» 23 сентября 2021 года между Социальным управлением города Пензы и Девликамовой Я.Н. был заключен социальный контракт №692, предметом которого является соглашение между уполномоченным органом и заявителем, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта ( п.1.1. социального контракта) (л.д.14-15).

Согласно пп.2.2.2 п.2 социального контракта заявитель обязан: выполнить программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; представлять Уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств; встать на учет в налоговом органе в ... в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из ЕГРИП; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Уполномоченный орган подтверждающие документы; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства, исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение в рамках социального контракта и т.д.

Согласно справке о выплаченных суммах за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года Девликамовой Я.Н. была выплачена сумма в размере 240000 руб. (л.д.6).

Согласно программе №693 социальной адаптации Девликамовой Я.Н. был представлен бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по открытию кабинета для наращивания ресниц (л.д.16).

Согласно п.32.4 раздела V Правил в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты.

Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).

Как следует из объяснений представителя истца отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта, Девликамовой Я.Н. представлены не были. Сведений о выполнении иных мероприятий программы социальной адаптации в адрес управления не поступало (л.д.16-22).

Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен.

Девликамовой Я.Н. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов для подтверждения целевого расходования средств (л.д.22-24).

Однако необходимых документов представлено не было.

Согласно п. 32.5. Правил заявитель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с п.40 Правил уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях: 40.11. использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.2. - 6.4. пункта 6 раздела I настоящих Правил;

Согласно п.48-50 Правил в случае невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также представления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения фактов, являющихся основанием для возврата денежной выплаты в бюджет Пензенской области, направляет письменное требование заявителю о ее возврате. Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании. В случае невозвращения заявителем денежной выплаты, полученной в рамках оказания государственной социальной помощи, уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.

Приказом начальника Социального управления города Пензы №561/1-ск от 06 мая 2022 год оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» Девликамовой Я.Н. прекращено, социальный контракт №692 от 23 сентября 2021 года досрочно расторгнут (л.д.26). Девликамовой Я.Н. было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с просьбой о возврате единовременной выплаты в размере 240000 руб. (л.д.25).

Однако денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Социального управления города Пензы являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, другие признанные судом необходимыми расходы.

На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в местный бюджет следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 5600 руб. Размер государственной пошлины исчислен в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, главой 22 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Социального управления ... к Девликамовой Янине Николаевне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, удовлетворить.

Взыскать с Девликамовой Янины Николаевны (... г.рождения, уроженка ..., зарегистрирована по адресу: ...) в пользу Социального управления города Пензы (ИНН 5836013033, ОГРН 1035803002510, дата регистрации 04.03.2003, юридический адрес: г.Пенза, ул.ИТР,1Б) сумму единовременной выплаты в размере 240000 (двухсот сорока тысяч) рублей.

Взыскать с Девликамовой Янины Николаевны (... г.рождения, уроженка ..., зарегистрирована по адресу: ...) в местный бюджет госпошлину в сумме 5600 (пять тысяч шестьсот) руб.

Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение принято в окончательной форме 21 сентября 2022 года.

Судья: ...

...

...

2-1554/2022 ~ М-1800/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Социальное управление г.Пензы
Ответчики
Девликамова Янина Николаевна
Суд
Первомайский районный суд г. Пензы
Судья
Сосновская Оксана Валентиновна
Дело на сайте суда
pervomaisky--pnz.sudrf.ru
11.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2022Передача материалов судье
11.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Подготовка дела (собеседование)
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее