Дело № 2-2110/2023
УИД 50RS0020-01-2023-002457-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» августа 2023года Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего Замаховской А.В., с участием адвоката ФИО8, при секретаре судебного заседания Лесной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО13 обратились в суд с иском, уточненным в рамках исполнения определения об оставлении иска без движения, которым просят признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании и условиях договора социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>-3, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО4 и на членов его семьи был получен ордер № на предоставлении жилого помещения по казанному адресу Министерством Обороны СССР, что в соответствии со ст.51 ЖК РФ является основанием для заключения Договора найма жилого помещения. На основании ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениям, казенными предприятиями, в оперативное правление которых передан жилищный фонд. Правомочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ и находиться на его балансе.
ДД.ММ.ГГГГ Луховицким районным советом народных депутатов Московской области было принято решение (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о том что все ранее принятые решения о переводе квартир в закрытых военных городках из общего в служебный жилой фонд, отменить. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «о выделении жилой площади снятии с очереди, переводе жилой площади в служебный жилой фонд», квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, квартира в указанный перечень квартир не вошла.
Истцами в ДД.ММ.ГГГГ году в Министерство обороны РФ было направлено письмо по допросу заключения договора социального найма на указанную квартиру, для решения вопроса нам рекомендовано предоставить перечень документы, предоставить выписки из решения уполномоченного органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения, а также архивную выписку из домой книги предоставить не представляется возможным, полагают, что вопрос может быть решен в судебном порядке.
Истцы, извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя адвоката ФИО10, действующую по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, которая в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Ответчики и третьи лица, извещенные надлежаще, явку представителей в суд не обеспечили, письменных возражений, ходатайства об отложении слушания по делу не представили.
Суд рассматривает дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьих лиц по делу, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Положением ч. 2 ст. 69 ЖК РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Аналогичные правила содержались и в ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ № 1888 от 23.12.2010 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, членов их семей возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного Кодекса РСФСР (в редакции от 1983 года) утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, государственных жилищный фонд, находящийся в ведении министерства, государственных комитетов и ведомств. Приказом Министра Обороны СССР от 10.111975 N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской армии и ВМФ, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселении служебных жилых помещений производится по специальным ордерам и только после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 вышеуказанного Положения).
Исходя из положения ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могли предоставляться отдельными категориям военнослужащих.
При этом, в силу положения ст. 101 ЖК РСФСР, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. В период действия ЖК РСФСР в пункте 20 Постановления пленума Верховного суда РФ от 26.12.1984 N 5 (в редакции от 21.12.1993) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" было указано, при рассмотрении дел суд должен устанавливать относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
ДД.ММ.ГГГГ Луховицким районным советом народных депутатов Московской области было принято решение (протокол N2 от 20.06.1990) о том что все ранее принятые решения о переводе квартир в закрытых военных городках из общего в служебный жилой фонд, отменить.
19.04.1995г. было принято решение "о выделении жилой площади снятии с очереди, переводе жилой площади в служебный жилой фонд", квартира по адресу: квартира в указанный перечень квартир не вошла.
Согласно п. п. "г" Указа Президента РФ от 25.11.1996 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" предписывалось до ДД.ММ.ГГГГ передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил, других воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов российской Федерации и муниципальную собственность.
Ранее городок имел статус закрытого городка, но Распоряжением Правительства РФ от 110.2011 N-1979-р Городок где расположена квартира исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, следовательно основания для запрета на приватизацию спорной квартиры, как ранее находившейся в доме закрытого городка, отпало.
То обстоятельство, что квартира по адресу:, являющаяся объектом социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ, в нарушение п. п. "г" Указа Президента РФ от 25.11.1996 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" предписывалось до ДД.ММ.ГГГГ передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил, других воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов российской Федерации и муниципальную собственность, не передана в собственность субъекта РФ, или в муниципальную собственность, не должно отражаться на реализации прав граждан РФ, предусмотренных законодательством РФ.
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 на семью в составе ФИО5, ФИО11 и ФИО3 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жиле помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. Отметка о предоставлении служебного жилого помещения на ордере отсутствует (л.д.10).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 как наниматель постоянно зарегистрирован и проживает по адресу спорной квартиры вместе с истцами ФИО15 (л.д.11).
Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг у истцов не имеется, что усматривается из копии финансово-лицевого счета (л.д.12).
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2).
В силу ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (часть 1). Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 указанного Пленума Верховного Суда РФ, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 и части 1 статьи 70 Кодекса лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Кодекса порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что истцы ФИО16. вселены в спорное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя ФИО4
В силу части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Истцы в ДД.ММ.ГГГГ. обращались в Министерство обороны РФ было с письмом по допросу заключения договора социального найма на указанную квартиру. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцам для решения вопроса рекомендовано предоставить перечень документов, в том числе выписки из решения уполномоченного органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения, а также архивную выписку из домой книги, что предоставить не представляется возможным.
Учитывая установленные обстоятельства, изложенные нормы права, а также приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 N 742 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", Приказ Министра обороны РФ от 29.12.2020 N 744 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации", сведения о том, что спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится, и принимая все обязанности нанимателя и членов семьи нанимателя жилого помещения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО12 ФИО2 ФИО6 Российской Федерации (ИНН № ОГРН №, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН № ОГРН №) о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма удовлетворить.
Признать за ФИО4 (паспорт серия № №), ФИО5 (паспорт серия № №), ФИО3 (паспорт серия № №), зарегистрированных по адресу: <адрес>, <адрес>, состоящую из трех комнат, площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) <данные изъяты> кв.м., в том числе жилых помещений <данные изъяты> кв.м., право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании и условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2023 года.
Судья А.В. Замаховская
Копия верна А.В. Замаховская