Дело № 2-650/2023
18RS0021-01-2023-000468-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртской Республики 01 июня 2023 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Мартыновой И.В.,
при секретаре Хлебниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Балахонской Елене Вячеславовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее по тексту - ООО «САХ») обратилось в суд с иском к Балахонской Е.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковое заявление мотивировано тем, что ООО «САХ» с 01 января 2019 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики. Ответчик Балахонская Е.В. является собственником нежилого помещения по адресу: <***>. Сумма задолженности ответчика за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет в размере 211414,60 рублей.
С учетом изложенного, на основании положений статей 37, 153-155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), истец просит взыскать с ответчика вышеуказанную сумму задолженности, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5314,15 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, в связи с применением к нежилому помещению по адресу: <***>, иной категории накопления твердых коммунальных отходов, просил взыскать с ответчика Балахонской Е.В. в свою пользу задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года в размере 8857,54 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В судебное заседание представитель истца ООО «САХ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Балахонская Е.В. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
С 01 января 2019 года истец ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики.
Ответчик Балахонская Е.В. с 29 апреля 2014 года является собственником нежилого здания, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №*** по адресу: <***>.
29 декабря 2022 года определением мирового судьи судебного участка № 1 Можгинского района Удмуртской Республики был отменен судебный приказ №*** от 12 декабря 2022 года мирового судьи судебного участка № 1 Можгинского района Удмуртской Республики о взыскании с Балахонской Е.В. в пользу ООО «САХ» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
Поводом для обращения истца ООО «САХ» с настоящим иском послужило наличие задолженности ответчика Балахонской Е.В. по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Пунктом 2 статьи 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ, достаточным основанием для оплаты услуг, выступает именно сам факт их оказания заказчиком и принятия исполнителем.
Правовое регулирование правоотношений между потребителями и исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании норм ЖК РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7,8 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В свою очередь, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 от 12 ноября 2016 года, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на шестнадцатый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 8 (10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 от 12 ноября 2016 года в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Балахонская Е.В. к истцу как региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не обращалась.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 от 12 ноября 2016 года содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: уклонения потребителя от заключения конкретного договора; неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 от 12 ноября 2016 года, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику твердых коммунальных отходов по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
С учетом изложенного, несмотря на то, что в установленный срок ответчик Балахонская Е.В. не обратилась к истцу как региональному оператору с заявкой на заключение договора, договор считается заключенным на условиях типового договора, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором его обязательств.
Ответчиком Балахонской Е.В. в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ доказательств, с достоверностью подтверждающих факт неоказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, материалы гражданского дела не содержат.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие подписанного обеими сторонами договора, не препятствует региональному оператору ООО «САХ» оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условий.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года был утвержден Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2019 года № 29/94 «О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «САХ» и составлял 5713,56 рублей.
Нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики, установленными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 апреля 2018 года № 107, для гаражей, парковок закрытого типа установлен годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов 44,00 килограмм (1 место).
Представленный истцом уточненный расчет задолженности Балахонской Е.В. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг произведен исходя из действующих в спорный период тарифов, является арифметически верным, соответствующим действующему законодательству и задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 8857,54 рублей.
Доказательств оплаты суммы задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не представлено.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
В силу приведенной нормы с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В связи с уменьшением размера исковых требований излишне уплаченная ООО «САХ» государственная пошлина в размере 4914,15 рублей по платежным поручениям №*** от 23 ноября 2022 года и №*** от 28 февраля 2023 года подлежит возврату истцу на основании статьи 93 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Балахонской Елене Вячеславовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить.
Взыскать с Балахонской Елены Вячеславовны <данные изъяты>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (<данные изъяты>) задолженность по оплате услуг с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года в размере 8857,54 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Обязать Управление ФНС России по Удмуртской Республике возвратить ООО «Спецавтохозяйство» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4914,135 рублей, уплаченную по платежным поручениям №*** от 23 ноября 2022 года и №*** от 28 февраля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 8 июня 2023 года.
Председательствующий судья Мартынова И.В.