Дело № 2-1262/2024
24RS0013-01-2023-004343-55
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Кухтенко Е.С.
при секретаре Бейл А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Смолиной ФИО6 о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Смолиной Н.В. в котором просило обязать ответчицу Смолину Н.В. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированно захороненные отходы производства и потребления в почве земельного участка с кадастровым номером <адрес> в пределах точек координат отсыпанного отходами участка 1. <адрес> и провести мероприятия по очистке указанного земельного участка путем транспортировки отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов, с документарным представлением в адрес министерства.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании поступившего обращения по телефону горячей линии депутата Солонцовского сельсовета Латышко С.Н. 14.08.2023 проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес> расположенного в мкр. <адрес>.
В ходе проведения выездного обследования без взаимодействия, установлено несанкционированное накопление (захоронение) твердых коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта (мусор от сноса и разборки зданий несортированный; лом бетонных изделий; отходы бетона в кусковой форме и пр.), отходов шин, покрышек, камер автомобильных на почве земельном участке с кадастровым номером <адрес>.
На указанной территории выявлено накопление (захоронение) отходов строительства и ремонта с целью выравнивания рельефа местности, произведены работы по уплотнению отходов и грунта. Местами, на уплотненном земельном участке, просматриваются отходы строительства и ремонта на поверхности распланированной площади.
Несанкционированные свалки отходов являются объектами подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Наличие данных отходов создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновение пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.
Вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред, обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных отходов должна быть возложена на собственников участков.
Представитель истца – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного заседания; до судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Смолина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в соответствии с требованиями ст.113 ГПКРФ, о причинах неявки суд не уведомила.
Руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон, в том числе, ответчиков, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу части 1 статьи 51 названного Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 названного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях, сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, несанкционированные свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из содержания статьи 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального Закона от 25.10.1001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу вышеуказанной нормы лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком, осуществляет правомочия собственника с объемом соответствующих полномочий.
Как следует из материалов дела, 14.08.2023 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было проведено выездное обследование для осмотра спорной территории.
По результатам выезда установлено, что на обследуемой территории земельного участка с кадастровым номером <адрес> имеется несанкционированное размещение (захоронение) отходов строительства и ремонта, отходов разборки и сноса зданий - грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов; древесные отходы от сноса и разборки зданий; лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий; грунты промышленной площадки при сносе и разборке зданий; мусор несортированный; лом бетонных изделий; отходы бетона в кусковой форме; лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий.
Размещение указанных отходов строительства и ремонта имеет целью выравнивание рельефа местности; произведены работы по уплотнению отходов и грунта; местами на уплотненном земельном участке просматриваются отходы строительства и ремонта на поверхности распланированной площадки.
С помощью GPS/ГЛОНАСС, навигатор Garmin GPS Map 64 (сертификат о калибровке № <данные изъяты>, специалистами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края определено местоположение несанкционированной свалки отходов производства в географических координатах; установлено, что общая площадь несанкционированного размещения отходов составляет около150 кв.м.; визуально объем отходов определен в 7000 куб.м.
Результаты осмотра зафиксированы протоколом от 14.08.2023, содержащим сведения, аналогичные данным, содержащимся в акте осмотра.
К протоколу осмотра составлен план-схема от 14.08.2023, а также фототаблица, содержащая фотоснимки спорной территории.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является Смолина Н.В., земельный участок имеет учетные номера <адрес>.
По сведениям ЕГРН, содержащимся в выписке от 05.10.2023, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
На почве земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта, отходов шин, покрышек, камер автомобильных.
Учитывая, что с помощью отходов от строительства и ремонта происходит выравнивание рельефа местности земельных участков с кадастровым номером <адрес> произведены работы по уплотнению отходов и грунта, имеет место захоронение отходов, то есть их изоляция, не предполагающая дальнейшее их использование для производства товаров (продукции), выполнении работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для из повторного применения (рекуперация).
Также установлено, что работы по выравниванию земельных участков происходит вблизи водного объекта р.Нанжуль. В рамках рейдового осмотра проведены замеры и установлено, что крайняя точка отходов расположена в 40 метрах от русла р.Нанжуль.
В рамках рейдового осмотра также установлен факт изменения русла р.Нанжуль, напротив земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по течению ручья в почве вырыто углубление шириной около 3 метров и длинной около 15 метров, прямоугольной формы. Углубление сделано с помощью специальной техники, наполнение происходит за счет вод ручья Нанжуль, на момент проведения рейдового осмотра искусственный водоем был заполнен водой.
Кроме того, 13.02.2024 года Министерством экологии Красноярского края проведено выездное обследование в соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 12.02.2024 №144.
Согласно протоколу осмотра от 13.02.2024 года установлено следующее: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> почтовый адрес ориентира: <адрес>, в границах координат с помощью GPS/ГЛОНАСС навигатора Garmin GPS Мар 64 (сертификат о калибровке №КР023-045-0034336 от 28.03.2023) 1.<данные изъяты>, не огорожен, строение отсутствует, границы участка на местности не определены. Весь участок выровнен, имеет уклон в сторону р.Нанжуль, покрыт снегом, из-под снежного покрова видны участки с кусками асфальта, обломками кирпича, камнями.
К протоколу осмотра составлена фототаблица, содержащая фотоснимки спорной территории.
На указанной территории выявлено размещение (захоронение) отходов строительства и ремонта с целью выравнивания рельефа местности, произведены работы по уплотнению отходов и грунта. Местами, на уплотненном земельном участке, просматриваются отходы строительства и ремонта на поверхности распланированной площадки.
Выявлен факт несанкционированного размещения (захоронения) отходов на почве земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Оценивая обстоятельства дела, судом установлена идентичность несанкционированно размещенных отходов производства и потребления в границах земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (учетные номера <данные изъяты>, расположенные <адрес>), принадлежащих Смолиной Н.В., где производятся работы по выравниванию земельных участков вблизи водного объекта р.Нанжуль и что крайняя точка отходов расположена в 40 метрах от русла р.Нанжуль, что позволяет суду прийти к выводу о том, что размещение таких отходов осуществлено собственником земельного участка <данные изъяты> Смолиной Н.В.
Таким образом, выявленное в действиях Смолиной Н.В. нарушение влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновения пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.
Кроме этого, вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.
По смыслу положений статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, а также требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Поскольку непринятие своевременных и эффективных мер по ликвидации несанкционированных свалок создает ситуацию, при которой почве, как объекту охраны окружающей среды будет причинен соответствующий вред, суд считает разумным заявленный истцом двухмесячный срок выполнения работ по ликвидации несанкционированно размещенных отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Смолиной ФИО7 о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Смолину ФИО8 (паспорт <данные изъяты> обязанность в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу изъять несанкционированно захороненные отходы производства и потребления в почве земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в пределах точек координат отсыпанного отходами участка:
1. <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.С. Кухтенко
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2024 года.