Дело № 2-2442/2023
79RS0002-01-2023-003525-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Шариповой Ю.Ф.
при секретаре Фадеевой Е.В.
с участием
помощника прокурора г. Биробиджана Грига Е.А.,
представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах Встовской Т. В., к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах Встовской Т.В. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями и компенсации морального вреда, указав, что прокуратурой города осуществлены надзорные мероприятия в рамках обращения Встовской Т. В. по вопросу необеспечения необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препараты. Согласно диагностированному заболеванию <данные изъяты> материальный истец нуждается в назначении и получении ряда лекарственных препаратов и медицинских изделий. В ходе проверки установлено, что на имя Встовской Т.В. в ГП ЕАО «Фармация» зарегистрирован рецептурный бланк, не обслуженный при предъявлении в аптечное учреждение: рецепт от 13.03.2023 № на медицинское изделие «Иглы инъекц. стер. 30g0.3x8MM № 100» в количестве назначенных упаковок - 1 шт. Дата предъявления в аптечную организацию - 16.03.2023. Кроме того, анализ реестра выписанных на имя Встовской Т.В. рецептурных бланков указал на наличие рецепта, обслуженного с нарушением установленного порядка: рецепт от 13.03.2023 № на лекарственный препарат «Омепразол капе. 20мг № 30» в количестве назначенных упаковок -2 шт. Дата предъявления в аптечную организацию - 15.03.2023. Дата обслуживания рецептурного бланка - 01.06.2023. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Встовской Т.В. медицинскими изделиями по рецептурному бланку № от 13.03.2023 «Иглы инъекц.стер. 30gх0,3мм № 100» в количестве назначенных упаковок – 1 шт.; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в её пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан Грига Е.А. уточнила исковые требования, пояснив, что в настоящее время материальный истец обеспечена медицинскими изделиями по рецептурному бланку № от 13.03.2023, заявленному в иске, в связи с чем, просила прекратить производство по иску в данной части в связи с отказом от иска. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме по доводам иска.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования в части компенсации морального вреда признала частично, пояснив, что размер завышен. Дополнительно пояснила, что 13.07.2023 рецепт № от 13.03.2023 аннулирован. Омепразол был выписан истице по федеральной льготе, предъявлен 15.03.2023, обслужен 01.06.2023. Истица подлежит обеспечению лекарственными препаратами как по федеральной, так и по региональной льготе. На остатках по региональной льготе было большое количество омепразола, но поскольку врачом был оформлен рецепт по федеральной льготе получить своевременно его истица не могла, так как на остатках по федеральной льготе данного препарата не было. Просит применить принцип разумности и справедливости по взыскании компенсации морального вреда. Против прекращения производства по делу в части требования организовать обеспечение Встовской Т.В. медицинскими изделиями по рецептурному бланку № от 13.03.2023 в связи с отказом от иска не возражала.
В судебное заседание материальный истец Встовская Т.В., а также представители третьих лиц ГП ЕАО «Фармация», правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница» не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учётом мнения прокурора и представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Встовская Т.В. наблюдается в поликлинике ОГБУЗ «Областная больница» с диагнозом <данные изъяты>.
Действующим законодательством гражданам больным сахарным диабетом установлены гарантии вне зависимости от присвоения им инвалидности.
Так, диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»).
Таким образом, Встовская Т.В. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
В судебном заседании установлено, что материальный истец несвоевременно обеспечен лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам:
-от 13.03.2023 № на лекарственный препарат «Омепразол капе. 20мг № 30» в количестве назначенных упаковок -2 шт. Дата предъявления в аптечную организацию - 15.03.2023. Дата обслуживания рецептурного бланка - 01.06.2023.;
-от 13.03.2023 № на медицинское изделие «Иглы инъекц. стер. 30g0.3x8MM № 100» в количестве назначенных упаковок - 1 шт. Дата предъявления в аптечную организацию - 16.03.2023, согласно данным, представленным ответчиком, рецепт аннулирован 13.07.2023
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Пунктом 2.5 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» департамент здравоохранения правительства ЕАО обязан осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.
Согласно положениям раздела 2.5.1 Регламента работы в информационной системе обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами питания на территории ЕАО, утвержденного приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 07.08.2019 № 258-ОД (далее - Регламент), функциями управления здравоохранения правительства ЕАО, реализуемыми в информационной системе, является анализ и утверждение дополнительных заявок медицинских организаций и принятие мер по их обеспечению, осуществление мониторинга ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты, выписанные на имя материального истца, обслужены несвоевременно.
Необеспечение Встовской Т.В. в срок необходимыми лекарственными препаратами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
Согласно информации, предоставленной ОГБУЗ «Областная больница», динами самочувствия Встовской Т.В. без ухудшения (стабильна).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание материального истца, её возраст, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена медицинскими препаратами, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу материального истца в счет компенсации морального вреда 3000 рублей.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание представлены заявления материального и процессуального истцов об отказе от иска, в части возложения обязанности организовать обеспечение Встовской Т.В. медицинскими изделиями по рецептурному бланку № от 13.03.2023 «Иглы инъекц.стер. 30gх0,3мм № 100» в количестве назначенных упаковок – 1 шт. Последствия отказа от иска в части разъяснены и понятны.
Суд принимает отказ истца от иска в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах Встовской Т. В., к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) в пользу Встовской Т. В., <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Прекратить производство по делу по исковому заявлению заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах Встовской Т. В., к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями в связис отказом истца от иска.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2023.