Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2023 (2-459/2022;) ~ М-507/2022 от 17.11.2022

УИД: 11RS0014-01-2022-000729-95

Дело № 2-22/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2023 года                                                                  с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием представителя истца Поповой И.А., Попова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Поповой И.А.

к Клиентской службе (на правах отдела) в Корткеросском районе ГУ ОПФР по РК и ГУ-ОПФР по РК

о признании незаконным решение и взыскании компенсации стоимости проезда

установил:

Попова И.А. обратилась в суд, с учетом замены стороны ответчика, о признании незаконным решение ГУ-Отделения пенсионного фонда РФ по <адрес> от <дата> ХХХ об отказе в предоставлении Поповой И.А. компенсации в виде возмещения фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми в пользу Поповой И.А., <дата> г.р., компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <...>. В обоснование требований указано, что с <дата> по <дата> находилась на <...> к месту отдыха и обратно добиралась на личном автомобиле. На тот период являлась <...>. По обращению в клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> ОПФ РФ по РК обратилась с заявлением об оплате проезда с приложением чеков на приобретение бензина для заправки, справки о пребывании в <...>, паспорта транспортного средства, справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда, в чем ей было отказано. С данным решением ответчика не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ГУ-Отделения пенсионного фонда РФ по Республике Коми реорганизовано в форме присоединения к нему другого юридического лица с <дата> в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

В судебное заседание истец Попова И.А. не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца Попов В.А. требования истца, с учетом замены надлежащего ответчика, поддержал.

Представители ответчиков на судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в возражениях на иск просив в удовлетворении требований отказать.

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее по тексту – Закон № 4520-1), пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, предоставлено право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее также - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 утвердило Правила, которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1) (далее по тексту - Правила).

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).

Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.

В этих целях в статье 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 предусмотрено финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для указанных лиц, согласно которой гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, эти гарантии и компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов - расходными обязательствами муниципальных образований. Для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, гарантии и компенсации осуществляются за счет средств работодателя.

К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Из приведенных нормативных положений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязательными условиями получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с п.2, 3, 6, 9, 10, 11 Правил, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.      Компенсация может производиться в виде, в т.ч. возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.     Компенсация производится 1 раз в 2 года.    Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В случае проезда пенсионера к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом к заявлению о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно предъявляются правоустанавливающие документы на транспортное средство, чеки автозаправочных станций на оплату израсходованного топлива, а также справка (документ) о средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты. Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.    Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда.     Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.

Как следует из представленных документов, Попова И.А., являясь <...>, <...> постоянно проживающая в <...> относящейся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с <дата> по <дата> на своем личном автомобиле выезжала на отдых <...>, а именно в <...> Данный факт сторонами не оспаривался и подтверждается материалами дела.

<дата> истец обратилась в клиентскую службу (на правах отделе) в <адрес> ОПФ про РК с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, приложив к заявлению чеки на приобретение бензина для заправки автомобиля, справку о подтверждении пребывания в <...>, паспорт транспортного средства, справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда в соответствующие даты.

По результатам рассмотрения заявления истца ГУ-Отделения пенсионного фонда РФ по Республике Коми принято решение от <дата> ХХХ об отказе в предоставлении Поповой И.А. компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по причине отсутствия сведений о базовой норме расхода топлива на автотранспортное средство в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее по тексту- Методические рекомендации), в связи с чем рассчитать фактическую стоимость проезда на личном автомобильном транспорте не представляется возможным.

Не согласие с указанным решением послужило основанием обращения истца с настоящими исковыми требованиями.

Как указано выше, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.

Для определения базовых норм топлива для автомобилей общего назначения ответчик руководствуется указанными Методическими рекомендациями, в которых действительно не указан расход топлива транспортного средства <...>, на котором истец ездила к месту отдыха и обратно.

При этом, с учетом вышеизложенных норм, суд считает, что право <...>, проживающего в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно не может быть поставлено в зависимость от отсутствия вида транспортного средства в Методических рекомендациях.

Как следует из материалов дела, в частности технических характеристик указанного транспортного средства, а также указанных в Методических рекомендациях, расход топлива автомашин марки <...> более <...> Согласно представленным чекам на приобретение бензина сумма затрат истца составила <...>.

Согласно справкам о стоимости проезда от <дата>, выданных АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Западный филиал Северо-Западное железнодорожное Агентство Сыктывкарский производственный участок, стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда от станции <...> и обратно в спорный период составила в общем размере <...> руб.

По расчету расхода топлива исходя их технических характеристик транспортного средства стоимость фактических расходов на топливо составляет более заявленной истцом.

Таким образом, поскольку сумма фактически произведенных расходов на проезд на личном автомобильном транспорте больше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на спорные даты, Поповой И.А., имеющей право на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, положено возмещение указанной стоимость проезда в размере <...> руб. В связи с чем отказ пенсионного органа истцу об отказе в оплате проезда к месту отдыха и обратно суд считает незаконным.

На основании изложенного, суд считает требования истца о признании незаконным решение ГУ-Отделения пенсионного фонда РФ по Республике Коми от <дата> ХХХ об отказе в предоставлении Поповой И.А. компенсации в виде возмещения фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно и взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми в пользу истца компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <...> подлежащими удовлетворению.

По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно п. 1 и 3 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В связи с чем суд приходит к выводу, что клиентская служба (на правах отдела) в Корткеросском районе ГУ- ОПФР по РК, не являясь юридическим лицом, не является надлежащим ответчиком по делу, соответственно, требования к данной организации удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...>.

░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                ░░░░░                                                                                  ░.░. ░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-22/2023 (2-459/2022;) ~ М-507/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попова Ирина Алексеевна
Ответчики
Клиентская служба (на правах отдела) в Корткеросском районе ГУ ОПФР РФ по Республике Колми
ГУ-Отделение фонда пенсионного и социального стахования РФ по Республике Коми
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на сайте суда
kortsud--komi.sudrf.ru
17.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2022Передача материалов судье
22.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2023Судебное заседание
16.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Дело оформлено
28.04.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее