Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 мая 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
с участием истца Гагиева Б.И. и его представителя Халмурзиева М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагиева Б. И. к Отделениям Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> о восстановлении пенсионных прав,
установил:
Гагиев Б.И. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является получателем страховой пенсии, назначенной по результатам проверки поданных им документов при обращении с заявлением о назначении пенсии. Распоряжением руководителя территориального органа ПФР ему произведен перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения. При обращении ему сообщили письмом ОСФР по РИ исх. № АК-06-01/7433л от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя управляющего Кодзоева А.Б. сообщено, что в ходе ревизионной проверки ревизионной комиссией ПФР в декабре 2022 г. пенсионная выплата была пересчитана в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств в связи с завышенной заработной платой. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты составлял 19622,35 руб.
Просит суд признать незаконным распоряжение руководителя территориального органа Пенсионного фонда России о перерасчете размера пенсии в сторону уменьшения; обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> возобновить выплату пенсии в прежнем размере.
Также истец просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 50000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их.
При этом, истец уточнил свои требования и просил возобновить ему выплату пенсию в прежнем размере, с перерасчетом со дня уменьшения, с индексацией с ДД.ММ.ГГГГ и обратить решение суда немедленному исполнению.
Представители ОСФР по РИ и ОСФР по ВО, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ и п.3. п. 2 ч.2 ст. 117 ГПК РФ в суд не явились, своих представителей не направили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ). вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведённой в части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГг. №-КГ22-11-К7. Тем самым, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Как установлено и усматривается из выплатного пенсионного дела №, предоставленного ОСФР по РИ на запрос суда, Гагиев Б. И. является получателем пенсии по старости.
Согласно письму заместителя управляющего АК-06-01/7433л от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в ходе проведенной ревизионной проверки ПФР в декабре 2022 г. пенсионная выплата истца была пересчитана в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств в связи завышенной заработной платой из которой был исчислен размер пенсии.
Вместе с тем, при исследовании судом выплатного дела Гагиева Б.И. судом исследована справка «Второго Владикавказского монтажного управления специализированного АО «АССТЕК» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающая размер зарплаты истца в период с 1985 года по 1990 г. данная информация предоставлена на запрос ГУ-ОПФР РФ по РИ на период рассмотрения заявления истца о назначении пенсии.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Как усматривается из трудовой книжки истца, он работал во Владикавказском монтажном управлении специализированного треста «Севкавтехмонтаж», а затем в преобразованное Второе Орджоникидзевское монтажное управление специализированного треста «Севкавтехмонтаж»в должности слесаря-монтажника с присвоением разрядов до шестого газорезчика.
Таким образом, при наличии сведений подтверждающих стаж работы и размер зарплаты истца пенсионный орган принял решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какое-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Учитывая что ответчиками не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о представлении истцом недостоверных сведений при назначении досрочной пенсии, а также доказательства опровергающие эти сведения, суд не может признать законными действия по уменьшению размера пенсии истца.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как усматривается из материалов дела, истцом понесены расходы услуг представителя в размере 50000 руб.
С учетом сложности дела, принципа разумности и справедливости, считаю необходимым взыскать с ответчика расходы истца на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
Учитывая, что перерасчет размера пенсии истца произведен без участия представителя ОСФР по <адрес>, взыскание расходов, понесенных истцом, подлежат с ОСФР по РИ.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению в порядке части первой статьи 212 ГПК РФ, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное уменьшение размера пенсии истицы, фактически ограничило истицу к соблюдению необходимых условий жизни.
В связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для истца, а доказательств обратного ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Гагиева Б. И. о признании незаконным распоряжение руководителя территориального органа пенсионного фонда о перерасчете размера пенсии в сторону уменьшения, удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить распоряжение руководителя территориального органа пенсионного фонда России по <адрес> о перерасчете размера пенсии Гагиева Б. И. в сторону уменьшения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Волгоградской <адрес> возобновить Гагиеву Б. И. выплату пенсии в прежнем размере, с последующей индексацией с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Гагиева Б. И. расходы на оплату юридических услуг в сумме 30000 (тридцать тысяч) руб.
Решение суда в части возобновления прежнего размера пенсии обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья