Дело № 2-10057/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 27.10.2023
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.А.,
при секретаре Адылгареевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сладковского района в интересах Шитина М.Н. к ОСФР по Тюменской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сладковского района обратился с иском к интересах Шитина М.Н. к ОСФР по Тюменской области о взыскании компенсации морального вреда в сумме 15 000 руб, мотивируя тем, что прокуратурой Сладковского района проведена проверка по обращению Шитина М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу ненадлежащего обеспечения индивидуальными средствами реабилитации. Установлено, что согласно справке, выданной Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, Шитин М.Н. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно. На основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Шитин М.Н. имеет право на бессрочное обеспечение техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>. В этой связи Шитин М.Н. состоит на учете в Региональном отделении по обеспечению указанным техническим средством реабилитации. В нарушение Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Шитину М.Н. не было организовано бесперебойное обеспечение рекомендованных ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ технических средств реабилитации: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предусмотренная законом процедура предоставления индивидуальных средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Согласно положениям статей 22, 25 Всеобщей декларации прав человека, статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, Шитин М.Н. имеет право на компенсацию морального вреда в связи с неправомерным бездействием ОСФР по Тюменской области по не обеспечению Шитина М.Н. индивидуальными средствами реабилитации: <данные изъяты>, в связи с чем к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы ГК РФ, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда незаконными действиями ответчика. В результате не предоставления <данные изъяты> Шитин М.Н. испытывал ежедневные бытовые трудности в передвижении, не мог вести привычный образ жизни в виду существенных затруднений в ходьбе без специального технического устройства реабилитации, был вынужден использовать подручные средства. Фактически не мог передвигаться без посторонней помощи. Нравственные и физические страдания, которые Шитин М.Н. испытал в связи с нарушением его прав, он оценивает в размере 15 000 руб. Поскольку Шитин М.Н. относится к социально незащищенной категории граждан, является инвалидом, пенсионером, материальная необеспеченность, юридическая неграмотность которого не позволяют ему самостоятельно обратиться с иском в суд, прокурор обратился с указанным иском в защиту интересов Шитина М.Н.
В судебном заседании прокурор Лесовец Л.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ОСФР по Тюменской области исковые требования не признала, представила письменные возражения.
На основании ст.167 ГПК РФ, исковое заявление рассмотрено в отсутствие не явившихся участвующих лиц, при надлежащем извещении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Сладковского района проведена проверка по обращению Шитина М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу ненадлежащего обеспечения индивидуальными средствами реабилитации.
Согласно справке, выданной Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, Шитин М.Н. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно.
На основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Шитин М.Н. имеет право на бессрочное обеспечение техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>
В этой связи Шитин М.Н. состоит на учете в Региональном отделении по обеспечению указанным техническим средством реабилитации.
Из письменных возражений ОСФР по Тюменской области следует, что дополнительные средства на обеспечение инвалидов ТСР поступили в ОСФР по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. После доведения дополнительных средств по результатам электронного аукциона ОСФР по Тюменской области заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку <данные изъяты> для обеспечения инвалидов в 2023 году. В рамках исполнения контракта Шитин М.Н. обеспечен ТСР <данные изъяты> (Акт приема-передачи товара б/н от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем, обеспечение Шитина М.Н. осуществлялось на основании очередности после проведения закупочных мероприятий.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приведено понятие социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Из изложенного следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджет. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, в том числе, жизнь, здоровье, достоинство личности) (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В ст. 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд исходит из того, что несвоевременное обеспечение истцов техническими средствами реабилитации необходимыми им по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает их здоровье, относится к нарушению личных неимущественных правам и свидетельствует о причинении морального вреда. Сам факт необеспечения техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Поскольку Шитину М.Н. своевременно не предоставлены средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая требования соразмерности, разумности, степень нарушения прав Шитина М.Н. на создание ему надлежащих условий жизнедеятельности, суд считает необходимым взыскать в пользу Шитина М.Н. компенсацию морального вреда в сумме 7000 руб.
На основании ст.103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход муниципального образования городской округ Тюмень государственную пошлину в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сладковского района в интересах Шитина М.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с ОСФР по Тюменской области (ИНН 7202105344) в пользу Шитина М.Н. (СНИЛС №) компенсацию морального вреда в сумме 7000 руб.
Взыскать с ОСФР по Тюменской области (ИНН 7202105344) в доход муниципального образования городской округ Тюмень государственную пошлину в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение подготовлено в окончательной форме 10.11.2023
Судья Савельева Е.А.