Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-497/2023 ~ М-478/2023 от 13.09.2023

Дело № 19RS0010-01-2023-000672-03

Производство № 2-497/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Шира 16 октября 2023 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,

с участием помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления ? и ІІ класса опасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления ? и ІІ класса опасности, а именно организовать место сбора отходов ? и ІІ класса опасности, обеспечить информирование потребителей о расположении мест сбора отходов ? и ІІ класса опасности, заключить договор с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Спиринского сельсовета законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ), отмечает, что федеральный оператор по обращению с отходами ? и ІІ классов опасности – юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности на территории Российской Федерации (далее по тексту федеральный оператор). Федеральным оператором по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности является федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО». В силу ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ, федеральный оператор по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности, в том числе осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ? и ІІ класса опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности и опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами ? и ІІ класса опасности. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 года № 84-ФЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Истец указывает, что отсутствие на территории Спиринского сельсовета управляющих компаний, на администрацию возложена обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, относящихся к отходам I класса опасности, отработанных батареек и аккумуляторов, относящихся к отходам II класса опасности, которые образуются у населения, дополнительно проинформировав об организации соответствующих мест потребителей. Истец отмечает, что в силу отсутствия у администрации Спиринского сельсовета собственных мощностей по переработке отходов ? и ІІ класса опасности, администрация сельсовета обязана заключить договор на обращение с соответствующими отходами. Прокуратурой района установлено, что в нарушение указанных норм закона, администрацией сельсовета договор на обращение с отходами с Федеральным оператором не заключен. В связи с чем, главе администрации Спиринского сельсовета внесено представление с требованиями заключить договор об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности с федеральным оператором; организовать места сбора отходов ? и ІІ класса опасности. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в этой части органом местного самоуправления исполнено не было, что следует из ответа от . На основании изложенного, истец просит возложить на администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанность в срок до организовать место сбора отходов ? и ІІ класса, обеспечить информирование потребителей об его расположении; возложить обязанность на администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до заключить договор об обращении с отходами I и II класса опасности с федеральным оператором.

Определением Ширинского районного суда от третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия, Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.

Представители Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявленных исковых требований, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителей, направили в адрес суда отзывы на исковое заявление прокурора, согласно которым полагали, что требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению в полном объеме.

Из отзыва за подписью руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия следует, что хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы ? и ІІ класса опасности, не вправе отказаться от заключения договора с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с названными отходами, за исключением самостоятельного обращения с ними, при наличии в собственности объектов обезвреживания и (или) размещения данных отходов. Отходообразователи проходят регистрацию в Федеральной государственной системе учета и контроля за обращением с отходами ? и ІІ класса опасности (ФГИС ОПВК) с последующим внесением данных и заключением договоров в области обращения с названными отходами.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, ссылаясь на нормативные положения Закона об отходах производства и потребления и на Закон Республики Хакасия от 07 ноября 2014 года № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», извещенная надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, указала, что в соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 7 ноября 2014 года № 84 – ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по организации (раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, вследствие чего исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представитель администрации Спиринского сельсовета Ширинского района в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения заявленных прокурором требований.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Прокурор, участвуя в судебном заседании, заявленный иск поддержал, в том числе относительно сроков исполнения судебного решения, считая, что у органа местного самоуправление было достаточно времени для решения названных вопросов.

Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) содержит определение понятия «отходы производства и потребления». Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности, среди них I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы.

Вопреки мнению прокурора, положениями ст. 8 Закона об отходах регламентированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а не с отходами ? и ІІ классов опасности.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 года № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.

В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО», федеральный оператор).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14.1 Закона об отходах с 01 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно положению п. 1 ст. 14.4 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее по тексту отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Из содержания положений п. 3 ст. 14.4 Закона об отходах следует, что отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно положениям п. 1 ст. 13 Закона об отходах, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее по тексту ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее по тексту Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются, в том числе, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно п. 6 ст. 14.3 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

Несмотря на то, что орган местного самоуправления не является юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в том числе I и II классов опасности, вопрос об организации мест накопления данных отходов, а также информирование потребителей об их расположении, отнесен к названному органу.

Так, Закон об отходах не распространяется на действия физического лица, несмотря на то, что отходы I и II классов опасности у населения образуются (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы). В силу положений ст.ст. 14.2-14.4 Закона об отходах у населения нет никаких обязательств перед федеральным оператором, поскольку граждане не являются поставщиками информации об образующихся отходах I и II классов опасности; не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами; не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.

При этом, население как потребитель услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не должно складировать в контейнерах для ТКО осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, поскольку это может привести к нарушению режима работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампа) относятся физические лица, для которых Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2314, предусмотрен особый порядок обращения с названными отходами.

В частности, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп определяются собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах или по их поручению управляющими компаниями в местах, являющего общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома (п. 4 Правил) либо организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место, кроме того, органы местного самоуправления информируют потребителей о расположении таких мест (п. 5 Правил).

В судебном заседании установлено, что на территории Спиринского сельсовета отсутствуют многоквартирные жилые дома, соответственно, управляющие компании не осуществляют свою деятельность.

Резюмируя изложенное, принимая во внимание вышеуказанные нормативные положения, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района возложена обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, которые относятся к отходам I класса опасности.

Отработанные батареи и аккумуляторы относятся к отходам II класса опасности, места накопления которых в данном случае обязаны организовать органы местного самоуправления, проинформировав об этом потребителей.

После заполнения отходами места накопления орган местного самоуправления должен подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО».

Оценив представленные доказательства в совокупности, в порядке, предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что администрация Спиринского сельсовета Ширинского района обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, поскольку у нее отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности.

Доказательств того, что на территории Спиринского сельсовета Ширинского района организованы места накопления отходов I и II классов опасности и население проинформировано о месте их расположения, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь положениями ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ширинского района (ОГРН ), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления ? и ІІ класса опасности удовлетворить.

Обязать администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) в срок до организовать место сбора отходов ? и ІІ класса опасности и обеспечить информирование потребителей об его расположении.

Обязать администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) в срок до заключить договор с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Журавлева Н.Ю.

Справка: дата изготовления и подписания мотивированного решения (с учетом выходных дней).

Судья Журавлева Н.Ю.

2-497/2023 ~ М-478/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
администрация Спиринского сельсовета
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2023Подготовка дела (собеседование)
16.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Дело оформлено
05.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее