гражданское дело №2-147/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» апреля 2019 года г.Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.,
при секретаре Магомедовой Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асаалиева Замина Ибрагимовича к Администрации городского округа «город Избербаш» (далее - Администрации ГО «г.Избербаш») об обязании поставить на учет для улучшения жилищных условий как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Асаалиев З.И. обратился в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указывает следующее.
Я родился в г.Дербент РД, ДД.ММ.ГГГГ, являюсь социальным сиротой, решением Избербашского городского суда от 11.10.2018г. установлено отсутствие родительского попечения. Воспитывался в детском <адрес> с 2003 по 2013 года и находился на полном государственном обеспечении. В 2013г. по окончании 11 классов поступил учиться в Сельскохозяйственный институт в г.Махачкала. За время моего нахождения в детских домах, моя мама и другие родственники ни разу не посещали меня, не интересовались моим здоровьем, учебой. Материально и морально меня не поддерживали. У моей мамы нет своего жилья. Я своего жилья тоже не имею, прописан в <адрес> в детском <адрес>. 30.10.2018г. я обратился в Администрации ГО «г.Избербаш» о приеме на учет для получения жилья по списку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получил ответ, в котором указано, что по достижению возраста 23 лет принять на учет не представляется возможным.
В судебном заседании Асаалиев З.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме, дополнив следующим.
Помимо обращения от 30.10.2018г., ранее 11.09.2017г. и 27.08.2018г. неоднократно обращался в Администрацию ГО «г.Избербаш» о постановке на учет для получения жилья и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако Администрацией отказывалось по причине отсутствия необходимых документов.
Представитель ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Гаджикурбанов А.Г. просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, в связи с тем, что Асаалиев З.И. достиг возраста 23 лет, соответственно, не может быть поставлен на учет. Кроме того указывает, что в решение Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-368/2018 Асаалиев З.И. признан лицом, оставшимся без попечения родителей, а не лицом, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Суд, заслушав объяснения истца Асаалиева З.И, представителя ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» Гаджикурбанова А.Г., исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Асаалиева З.И. по следующим основаниям.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее- ФЗ №159) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст.1 ФЗ №159 для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как подтверждено материалами, Асаалиев З.И. обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения, признания лицом из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Решением Избербашского городского суда от 11.10.2018г. по делу №2-368/2018 заявленные требования Асаалиева З.И. удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 12.11.2018г.
Частью 1 ст.8 ФЗ №159 в редакции, действовавшей до 31.12.2012г. было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что Асаалиев З.И. находился на полном государственном обеспечении в ГКУ «Детский дом №7» г.Избербаш в период с 2003г. по 2013г.
Согласно положениям ст.8 ФЗ №159 в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ №159 меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013 г., действие положений ст.8 ФЗ №159 и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. за Асаалиевым З.И. отсутствуют сведения о наличии у него недвижимого имущества. Адресом регистрации (прописки) истца является: <адрес> «в», по которому расположен ГКУ «Детский <адрес>».
В связи с признанием лицом, оставшимся без попечения родителей и отсутствием какого-либо жилья для проживания, Асаалиев З.И. обратился в Администрацию ГО «г.Избербаш» с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателей жилых помещений специализированного жилого фонда.
Письмом Администрации ГО «г.Избербаш» от 22.11.2018г. № в рассмотрении и удовлетворении заявления от 30.10.2018г. о принятии на учет отказано, в связи с тем, что возраст заявителя достиг 23 лет и перечень документов не соответствует постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в судебном заседании истцом представлены доказательства более ранних обращений по указанному вопросу в Администрацию ГО «г.Избербаш», заявлениями от 11.09.2017г. и от 27.08.2018г.
Так, из письма Администрации ГО «г.Избербаш» от 19.09.2017г. в адрес Асаалиева З.И. усматривается, что рассмотрев его заявление от 11.09.2017г., не представляется возможным включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что не представлены необходимые документы.
Аналогичный ответ усматривается из письма Администрации ГО «г.Избербаш» от 07.09.2018г. на заявление Асаалиева З.И. от 27.08.2018г.
Истцом Асаалиевым З.И. также представлено на обозрение суда письмо ГКУ «Детский <адрес>» от 20.08.2017г. №, которым просит Администрацию ГО «г.Избербаш» поставить воспитанника детского дома на учет для получения жилья. Однако указанное письмо не подписано и.о. директора, направлявшим письмо.
Представителем ответчика суду представлено письмо от 11.04.2019г. №, в котором сообщается что указанное письмо ГКУ «Детский <адрес>» в адрес Администрации ГО «г.Избербаш не поступало.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013г., изложена позиция о необходимости выяснения причин, в силу которых лица, из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения ими возраста 23 лет не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В указанном Обзоре Президиум Верховного Суда РФ отмечает наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемые судами уважительными:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, судом установлено, что до достижения возраста 23 лет, истец Асаалиев З.И. дважды обращался в Администрацию ГО «г.Избербаш» с заявлением о включении в список детей - сирот, нуждающихся в получении жилья, однако, последним отказано в виду отсутствия необходимых документов. Указанные обстоятельства по существу представителем Администрации не оспаривались.
Судом также установлен факт ненадлежащего выполнения обязанностей ГКУ «Детский <адрес> в этом вопросе, по защите прав истца в тот период, когда он находился на их попечение, так как до достижения возраста 18 лет действия по постановке истца, как лица, оставшегося без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилого помещения, должны были совершить лица, исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего.
Доводы представителя ответчика о том, что решением Избербашского городского суда от 11.10.2018г. Асаалиев З.И. признан лицом, оставшимся без попечения родителей, а не лицом, из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, суд находит несостоятельными и отклоняет, так как в вводной, описательной и мотивировочной частях решения, заявленные Асаалиевым З.И. требования рассматривались судом именно как лицом, из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие фразы «из числа детей- сирот» в резолютивной части решения суда не изменяет содержания заявленных требований, которые были предметом судебного рассмотрения и удовлетворены судом на основании исследованных и оцененных в совокупности доказательств по делу.
Доводы представителя ответчика, что Асаалиев З.И. обратился с заявлением после достижения предельного возраста 23 лет, являются несостоятельными в силу того, что данное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам. Само по себе обращение за постановкой на учет после достижения 23-летнего возраста не свидетельствует о прекращении права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на такой учет.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец Асаалиев З.И. не утратил право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку не реализовал это право в установленный срок по независящим от него обстоятельствам. К таким причинам суд в данном случае относит ненадлежащее исполнение своих полномочий образовательным учреждением, где истец, оставшись без попечения родителей, находился на воспитании и обучении, а также необоснованном отказе органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве такового.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в вышеуказанном Обзоре от 20.11.2013г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Асаалиева Замина Ибрагимовича к Администрации городского округа «город Избербаш» об обязании поставить на учет для улучшения жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить;
обязать Администрацию городского округа «город Избербаш» поставить Асаалиева Замина Ибрагимовича на учет для улучшения жилищных условий, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
мотивированное решение
составлено 19.04.2019
Судья Н.И. Магомедова