Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1428/2023 ~ М-1175/2023 от 12.09.2023

Дело № 2-1428/2023г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2023 года г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи Праксина А.А.,

при секретаре Трущенковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Тихомировой ЕА о возложении обязанности принять меры по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям обратилось в суд с вышеуказанным иском к Захаренкову А.А., Ермошкиной Г.Ф., где просит суд:: в целях возмещения вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, обязать ответчика принять меры по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <номер>, (географические координаты центра свалки № <номер>,№ <номер>) расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Судом в силу ст. 233, ст.167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 7 п. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 п. 1, п. 1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и погребения» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и уполномочено в соответствии с пунктом 8.1.5. Положения об Управлении Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 22.08.202 № 1264 (далее по тексту - Положение), наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель.

Согласно пункту 7 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы); обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.    

Согласно пунктам 1,2,4 Положения Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Россельхознадзора и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Брянской, Смоленской и Калужской областей.

В соответствии с пунктом 8.7 Положения Управление наделено полномочиями на предъявление исков в установленной сфере деятельности по возмещению вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Частью 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление, выступающее в качестве Истца по делу, освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для
окружающей среды, для здоровья населения и среды обитания, которые должны
осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п.1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям указанных «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

На основании п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, земельных участков обязаны проверить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Из материалов дела усматривается, что Управлением 21.06.2023 было проведено внеплановое выездное обследование, в результате которого установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <адрес> на площади 28,7 га (100 % общей площади участка) зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью (полынь обыкновенная, люпин, пижма и др.), высотой до 1 м, и древесно-кустарниковой растительностью на площади 1,435 га (ольха, береза), высотой свыше 3 м (залесенность и закустаренность составляет 5% от площади земельного участка). Кроме того, в южной части участка выявлена свалка отходов производства и потребления на общей площади 220 кв.м. Твёрдые бытовые отходы представлены крупногабаритным строительным мусором, ветошью, древесиной, сухими ветками и др. Координаты центра свалки <адрес>.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата><адрес> усматривается, что, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» с <дата> принадлежит на праве собственности Тихомировой К.В.

В нарушение требований статей 7, 13, 42, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от <дата> № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», части 2 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в их комплексном прочтении, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <номер> не выполняются обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к его зарастанию сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, а также к захламлению участка отходами производства и потребления.

04.07.2023 Тихомировой К.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований № ЗН-МБ-424/23 и предложено принять меры по их устранению, ответа на указанное предостережение в адрес Управления не поступало.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основополагающие принципы презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 79 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Статьями 7, 12, 77 и 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.

Статьей 42 ЗК РФ и частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.

Правовой режим земель согласно статье 7 ЗК РФ определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Земли категории сельскохозяйственного назначения - земли за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, ё составе которых^выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли категории сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (статьи 77, 78 ЗК РФ, ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения»).

Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами,

деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами -собственниками земельных участков.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (статья 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»).

Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения -сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий (статья 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

Деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов (пункт 2 Правил).

Нарушение земель согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.

Нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской, Федерации от 30.11.2017 № 49 (далее - Постановление) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности её загрязнении, истощении, порче и уничтожении природных ресурсон, деградации и разрушении естественных экологических систем, и иных неблагоприятных последствиях.

В силу положений статьи 77 Закона об охране окружающей среды, части 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Статьей 5 Закона об охране окружающей среды установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Для восстановления нарушенных земель в обязательном порядке осуществляется их рекультивация, которая обеспечивает восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункты 3,5,6 Правил).

При таких обстоятельствах неисполнение Тихомировой К.В. своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, доказательств обратного в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчиком в дело не представлено.

В связи с изложенным, иск Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям подлежит удовлетворению ввиду его законности и обоснованности.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Тихомировой КВ о возложении обязанности принять меры по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения - удовлетворить.

Обязать Тихомирову КВ принять меры по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <номер>, (географические координаты центра свалки № <номер>) расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>., путем очистки территории, в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий     А.А. Праксин

Мотивированное решение составлено 17.10.2023.

2-1428/2023 ~ М-1175/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областях
Ответчики
Тихомирова Ксения Владимировна
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Праксин Александр Александрович
Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
19.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
13.12.2023Дело оформлено
13.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее