Дело № 2-564/2023
51RS0001-01-2023-005957-24
Изготовлено 15 февраля 2024 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Родиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабаева М.Г. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бабаев М.Г. обратился в суд с иском к ОСФР по Мурманской области о защите пенсионных прав, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что 10.11.2009 истцу установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
17.02.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении расчета размера назначенной пенсии, поскольку полагал, что получает пенсию в заниженном размере.
Письмом ответчика № от 27.02.2023 истец уведомлен о том, что в связи с его обращением проходит проверка правильности подсчета страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, стажа работы в плавсоставе и расчета размера пенсии. Отделением направлены запросы в МКУ «<данные изъяты>» о периоде командировки в ТОО «<данные изъяты>» с 01.02.2015 по 23.11.1995, в ЗАО «<данные изъяты>» за период с 27.05.1996 по 27.08.199 и в МФЦ о регистрации по месту жительства на 31.12.2001.
В июне 2023 года размер его пенсии увеличен и составил <данные изъяты>, тогда как с января по май 2023 года он получал пенсию в размере <данные изъяты>.
Ответ на заявление от 17.02.2023 направлен не был, в связи с чем в октябре 2023 года истец вновь обратился к ответчику с просьбой дать ответ на заявление от 17.02.2023 и сообщить о не засчитанных периодах работы при назначении ему пенсии в 2009 году.
Согласно ответу ОСФР по Мурманской области № от 03.11.2023 при назначении истцу пенсии документально подтвержденный стаж по состоянию на 10.11.2009 составил:
- страховой стаж в календарном исчислении – 19 лет 05 месяцев 09 дней, в льготном исчислении – 26 лет 01 месяц 29 дней;
- стад работы в районах Крайнего Севера – 17 лет 00 месяцев 02 дня;
- стаж работы в плавсоставе в льготном исчислении – 19 лет 05 месяцев 09 дней;
- общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав по состоянию на 31.12.2001, исчисленный в календарном порядке – 15 лет 05 месяцев 20 дней;
- для валоризации общий трудовой стаж до 01.01.1991 – 06 лет 11 месяцев 28 дней (коэффициент валоризации – 16%).
В связи с получением справки МКУ «<данные изъяты>» о периоде командировке в ТОО «<данные изъяты>» с 01.02.1995 по 23.11.1995, произведена корректировка стажевого досье и показатели стажа составили:
- страховой стаж в календарном исчислении – 20 лет 09 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 27 лет 07 месяцев 00 дней;
- стаж работы в районах Крайнего Севера – 17 лет 11 месяцев 02 дня;
- стаж работы в плавсоставе в льготном исчислении – 19 лет 05 месяцев 09 дней;
- общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав по состоянию на 31.12.2001, исчисленный в календарном порядке – 16 лет 04 месяца 17 дней;
- для валоризации общий трудовой стаж до 01.01.1991 – 07 лет 04 месяца 08 дней (коэффициент валоризации – 17%).
Полагает, что при назначении пенсии 10.11.2009 ответчиком были исключены из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера периоды работы продолжительностью 01 год 04 месяца 13 дней, что повлекло за собой занижение размера назначенной пенсии. При этом какие именно периоды работы не были включены ответчик не разъяснил. Считает, что перерасчет должен быть произведен с 10.11.2009.
Кроме того, в ответе ОСФР по Мурманской области от 03.11.2023 указано, что по документам выплатного дела и справки МУП «<данные изъяты>» от 29.01.2010 не усматривается проживание истца по состоянию на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера. В связи с чем, при расчете размера пенсии ответчиком было принято отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, а не 1,4.
Однако с 1986 года по настоящее время истец постоянно проживает в г. Мурманске. С 16.01.1991 по 26.05.1999 он был зарегистрирован по <адрес>, с 26.03.2002 по настоящее время зарегистрирован по <адрес>.
С 26.05.1999 по 26.03.2002 он не имел регистрации по месту жительства, в связи с тем, что 11.12.1998 он купил квартиру по <адрес>, снялся с регистрации по предыдущему месту жительства, а в приобретенной квартире не зарегистрировался, так как ушел в море.
Супруга истца <данные изъяты>, его дети <данные изъяты> были зарегистрированы в приобретенной квартире 05.03.1999. Фактически истец с марта 1999 года проживает по указанному адресу вместе с семьей.
Факт проживания истца в Мурманске в спорный период подтверждается документально. Так, согласно записям в трудовой книжке с 02.04.1986 по 17.01.1990 он работал в Управлении «<данные изъяты>», с 18.01.1990 по 13.05.1996 – в <данные изъяты>, с 27.05.1996 по 27.08.199 – в ЗАО «<данные изъяты>», с 18.03.199 по 08.12.2000 и с 21.12.2000 по 19.04.2001 – в ООО «<данные изъяты>» г.Мурманск, с 05.08.2002 по 23.01.2003 – в ООО «ПТФ «<данные изъяты>» г.Мурманск.
В сентябре 2001 он проходил тренировку по использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств в <данные изъяты>, в октябре 2001 года проходил медицинскую комиссию а ОСМЧ «<данные изъяты>».
В период с 01.01.2002 по 30.07.2002 работал в ЗАО «<данные изъяты>» г. Мурманск. Указанный период работы отражен в лицевом счете застрахованного лица.
С учетом уточнения исковых требований просит суд установить факт проживания истца в районах Крайнего Севера по состоянию на 31.12.2001, обязать ответчика установить истцу отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,4 и произвести перерасчет пенсии с 10.11.2009, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом командировки в ТОО «<данные изъяты>» с 01.02.1995 по 23.11.1995 за период с 10.11.2009 по 31.12.2021.
Истец Бабаев М.Г., а также его представитель Лукиянова И.Н. в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Мурманской области Измайлова Н.Р. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что истцу перерасчет пенсии произведен. Оснований производить перерасчет пенсии ранее, чем с 01.01.2022 не имеется. Полагает, что истцом не доказан факт регистрации или работы в районах Крайнего Севера по состоянию на 31.12.2001.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01 января 2015 г. регулируются Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле с учетом размера страховой пенсии по старости, индивидуального пенсионного коэффициента, стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с абзацем 10 пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Абзацами 11 - 14 пункта 3 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) для расчета размера пенсии учитывается в повышенных размерах (от 1,4 до 1,9).
В соответствии с абзацем 15 пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно Разъяснениям Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" (утв. постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. N 22) повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии по старости), в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах законодателем определены условия и круг лиц, которым оценка пенсионных прав может быть проведена с применением повышенного отношения заработков.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (ранее действующими), определено, что город Мурманск и Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Согласно постановлению Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной плате и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 на территории города Мурманска при установлении размера пенсий применяется централизованно установленный районный коэффициент - 1,4.
В судебном заседании установлено, что Бабаеву М.Г. с 10.11.2009 установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, с применением пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Документально подтвержденный стаж по состоянию на 10.11.2009 составляет:
- страховой стаж в календарном исчислении – 19 лет 05 месяцев 09 дней, при требуемом не менее 25 лет;
- страховой стаж (с учетом льготного исчисления – 26 лет 01 месяц 29 дней, при требуемом не менее 25 лет;
- стаж работы в районах Крайнего Севера – 17 лет 00 месяцев 02 дня, при требуемом не менее 15 лет;
- стаж работы в плавсоставе (с учетом льготного исчисления) – 19 лет 05 месяцев 09 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев.
Разрешая требования об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера, суд исходит из следующего.
Согласно представленным материалам, Бабаев М.Г. с 16.01.1991 по 26.05.1999 был зарегистрирован по <адрес>. С 26.03.2002 по настоящее время зарегистрирован по <адрес>.
С 26.05.1999 по 26.03.2002 Бабаев М.Г. не имел регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, 11.12.1998 Бабаев М.Г. приобрел квартиру по <адрес>. Жилое помещение зарегистрировано на его имя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.01.1999, договором купли-продажи от 11.12.1998. В приобретенной квартире истец не зарегистрировался, так как ушел в море.
Супруга истца <данные изъяты>, его дети <данные изъяты> были зарегистрированы в приобретенной квартире с 05.03.1999. Фактически истец с марта 1999 года проживает по указанному адресу вместе с семьей.
Факт проживания истца в Мурманске в спорный период подтверждается документально. Так, согласно записям в трудовой книжке с 02.04.1986 по 17.01.1990 он работал в Управлении «<данные изъяты>», с 18.01.1990 по 13.05.1996 – в <данные изъяты>, с 27.05.1996 по 27.08.199 – в ЗАО «<данные изъяты>», с 18.03.1999 по 08.12.2000 и с 21.12.2000 по 19.04.2001 – в ООО «<данные изъяты>» г. Мурманск, с 05.08.2002 по 23.01.2003 – в ООО «ПТФ «<данные изъяты>» г. Мурманск.
В сентябре 2001 года Бабаев М.Г. проходил тренировку по использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств в <данные изъяты>, в октябре 2001 года проходил медицинскую комиссию в ОСМЧ «<данные изъяты>», что подтверждается личной медицинской книжкой.
В период с 01.01.2002 по 30.07.2002 работал в ЗАО «<данные изъяты>» г.Мурманск. Указанный период работы отражен в лицевом счете застрахованного лица.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупностью представленных доказательств, факт нахождения истца на 31.12.2001 на территории Мурманской области подтвержден.
Поскольку судом установлен факт проживания истца в районах Крайнего Севера на 31.12.2001, суд находит подлежащими удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности установить Бабаеву М.Г. отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
В связи с обращением истца от 17.02.2023 по вопросу о перерасчете пенсии, ОСФР по Мурманской области поведена проверка правильности подсчета страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, стажа работы в плавсоставе и расчета размера пенсии.
На основании представленной в ОСФР по Мурманской области архивной справки от 12.04.2023 Бабаеву М.Г. произведен перерасчет с 01.01.2022 по нормам действующего пенсионного законодательства без истребования заявления.
ОСФР по Мурманской области произведена корректировка стажевого досье, внесены дополнительные периоды трудовой деятельности до 10.11.2009 (период командировки в ТОО «<данные изъяты>» с 01.02.1995 по 23.11.1995).
В связи с чем показатели продолжительности всех видов стажа изменились и составили:
- страховой стаж в календарном исчислении – 20 лет 09 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 27 лет 07 месяцев 00 дней;
- стаж работы в районах Крайнего Севера – 17 лет 11 месяцев 02 дня;
- стаж работы в плавсоставе в льготном исчислении – 19 лет 05 месяцев 09 дней.
С учетом всех поэтапных индексаций, произведенных перерасчетов и корректировок размер страховой пенсии на 01.11.2023 составил <данные изъяты>.
Федеральным законом от 26.05.2021 №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена часть 7.2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013, действующая с 01.01.2022.
Согласно части 7.2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.
В случае поступления (представления) после 01.01.2002 документов, предусмотренных частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, влекущих увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенной до 01.01.2022, перерасчет осуществляется в порядке, предусмотренном частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2023 №400-ФЗ, с 01.01.2022.
Судом установлен факт проживания истца в районах Крайнего Севера, а также на ответчика возложена обязанность установить истцу отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4, то есть установлены основания, влекущие увеличение размера страховой пенсии.
Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению требования о перерасчете пенсии с 01.01.2022.
В удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии до 01.01.2022 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бабаева М.Г. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав – удовлетворить частично.
Установить факт проживания Бабаева М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в районах Крайнего Севера в г. Мурманске по состоянию на 31.12.2021.
Обязать Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области установить Бабаеву М.Г. отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Матвеева