Дело № 2-225/2024 *** |
*** *** |
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации | |
30 января 2024 года |
город Кола Мурманская область |
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,
с участием представителя истца Пашкевич М.А.,
представителя ответчиков администрации Кольского района и Управления образования Полигас Л.Л.,
представителя ответчика МБОУ «Шонгуйская СОШ» Кравченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа», Администрации Кольского района Мурманской области и Управлению образования администрации Кольского района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,
определил:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Шонгуйская СОШ»), Администрации Кольского района Мурманской области и Управлению образования администрации Кольского района о возложении обязанности обеспечить доступность здания образовательной организации для инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области была проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов на территории Кольского района в деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ». Проверкой установлено, что здания и помещения МБОУ «Шонгуйская СОШ» не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.
Так, согласно информации Управления образования администрации Кольского района на Объекте - МБОУ «Шонгуйская СОШ» обучается 61 ребенок, 1 из которых имеет ограниченные возможности здоровья. При этом в здании образовательной организации требуется выполнить следующие работы: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.
Меры для обеспечения доступности указанных объектов не приняты до настоящего времени.
Просит суд, обязать МБОУ «Шонгуйская СОШ» в срок до *** обеспечить доступность для инвалидов здания по адрес***, а именно: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой. Обязать Администрацию Кольского района Мурманской области и Управление образования администрации Кольского района в срок до *** обеспечить финансирование МБОУ «Шонгуйская СОШ» на осуществление вышеуказанных мероприятий.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, уточнив исковые требования, принятые протокольным определением суда, просил возложить на ответчиков обязанность по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.
Представитель ответчика МБОУ «Шонгуйская СОШ» Кравченко Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором уточненных требований, однако просила предоставить срок для их выполнения – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Кольского района и Управления образования администрации Кольского района Полигас Л.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, в случае их удовлетворения просила предоставить срок для их выполнения – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
На основании ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
В силу п. 9 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кольского района Мурманской области, проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах и социальных гарантиях инвалидов в деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ».
По результатам проведенной проверки установлено, что здания и помещения МБОУ «Шонгуйская СОШ» не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.
Так, согласно информации Управления образования администрации Кольского района и ГОУ «ЦСПН» по Кольскому району на Объекте - МБОУ «Шонгуйская СОШ» обучается 61 ребенок, 1 из которых имеет ограниченные возможности здоровья. При этом в здании образовательной организации требуется выполнить следующие работы: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются стороной ответчика.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение доступа и информационного оснащения в здания учреждения, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Уставу МБОУ «Шонгуйская СОШ» образовательное учреждение (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ДОУ на праве оперативного управления. Учредителем ОУ является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района (пункт 1.6, 1.7). Финансовое обеспечение деятельности ОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения ОУ являются, в том числе, субсидии, предоставляемые ОУ из бюджета Кольского района (пункт 7.2).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 19 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Кольского района № 32/2 от 25 мая 2005 г., администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района 5/7 от 22 декабря 2016 г., Управление образования администрации Кольского района является структурным подразделением администрации Кольского района, органом администрации Кольского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования (пункты 1.2, 2.1).
Предметом деятельности Управления образования является решение вопросов местного значения в сфере образования, отнесенных к компетенции муниципального образования Кольский район законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, решениями и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Кольский район (пункт 3.1).
К основным целям Управления образования относятся, в том числе, осуществление полномочий администрации Кольского района в сфере образования (пункт 3.2.1).
Согласно пункту 3.3 Положения для реализации предмета и основных целей, предусмотренных Положением, Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; разрабатывает предложения по формированию бюджета Кольского района в части расходов на образование; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными образовательными учреждениями муниципальных заданий, представляет отчетность, связанную с исполнением бюджета (пункты 3.3.2, 3.3.19, 3.3.20, 3.3.21).
Материалами дела подтверждено, что финансовое обеспечение деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ» осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации Кольского района и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБОУ «Шонгуйская СОШ» на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Кольского района от 21 декабря 2020 г. № 1462 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Кольского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.
Согласно пунктам 1.3, 2.5 указанного Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Кольского района в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета Кольского района, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, в соответствующем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка. Размер субсидий определяется на основании документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, которые подтверждают потребность учреждения в запрашиваемых субсидиях, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете Кольского района на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных учредителю на соответствующий финансовый год.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – Управление образования администрации Кольского района, являющееся главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию спорных мероприятий на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района.
Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиками возложенной на него судом обязанности в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.
Доводы представителей ответчиков о предоставлении срока исполнения решения суда – 1 год со дня вступления в законную силу решения суда не обоснованы и не мотивированы. Ответчиками не предоставлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, затрудняющие или препятствующие исполнению решения суда.
В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» ***, Администрации Кольского района Мурманской области *** и Управлению образования администрации Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» обеспечить доступность для инвалидов здания по адресу: Мурманская область, Кольский район, нп.Шонгуй, ул.Комсомольская, д.11, а именно, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию Кольского района Мурманской области и Управление образования администрации Кольского района Мурманской области, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» на осуществление вышеуказанных мероприятий по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
***
***
Судья Н.П. Архипчук