Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-225/2024 (2-2885/2023;) ~ М-2603/2023 от 27.11.2023

Дело № 2-225/2024

***

***

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года

город Кола Мурманская область

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Пашкевич М.А.,

представителя ответчиков администрации Кольского района и Управления образования Полигас Л.Л.,

представителя ответчика МБОУ «Шонгуйская СОШ» Кравченко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа», Администрации Кольского района Мурманской области и Управлению образования администрации Кольского района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,

определил:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Шонгуйская СОШ»), Администрации Кольского района Мурманской области и Управлению образования администрации Кольского района о возложении обязанности обеспечить доступность здания образовательной организации для инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области была проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов на территории Кольского района в деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ». Проверкой установлено, что здания и помещения МБОУ «Шонгуйская СОШ» не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.

Так, согласно информации Управления образования администрации Кольского района на Объекте - МБОУ «Шонгуйская СОШ» обучается 61 ребенок, 1 из которых имеет ограниченные возможности здоровья. При этом в здании образовательной организации требуется выполнить следующие работы: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.

Меры для обеспечения доступности указанных объектов не приняты до настоящего времени.

Просит суд, обязать МБОУ «Шонгуйская СОШ» в срок до *** обеспечить доступность для инвалидов здания по адрес***, а именно: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой. Обязать Администрацию Кольского района Мурманской области и Управление образования администрации Кольского района в срок до *** обеспечить финансирование МБОУ «Шонгуйская СОШ» на осуществление вышеуказанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, уточнив исковые требования, принятые протокольным определением суда, просил возложить на ответчиков обязанность по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.

Представитель ответчика МБОУ «Шонгуйская СОШ» Кравченко Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором уточненных требований, однако просила предоставить срок для их выполнения – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации Кольского района и Управления образования администрации Кольского района Полигас Л.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, в случае их удовлетворения просила предоставить срок для их выполнения – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

На основании ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

В силу п. 9 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кольского района Мурманской области, проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах и социальных гарантиях инвалидов в деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ».

По результатам проведенной проверки установлено, что здания и помещения МБОУ «Шонгуйская СОШ» не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.

Так, согласно информации Управления образования администрации Кольского района и ГОУ «ЦСПН» по Кольскому району на Объекте - МБОУ «Шонгуйская СОШ» обучается 61 ребенок, 1 из которых имеет ограниченные возможности здоровья. При этом в здании образовательной организации требуется выполнить следующие работы: оборудовать вход объекта образования вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.

Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются стороной ответчика.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение доступа и информационного оснащения в здания учреждения, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу МБОУ «Шонгуйская СОШ» образовательное учреждение (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ДОУ на праве оперативного управления. Учредителем ОУ является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района (пункт 1.6, 1.7). Финансовое обеспечение деятельности ОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения ОУ являются, в том числе, субсидии, предоставляемые ОУ из бюджета Кольского района (пункт 7.2).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании главы 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно статье 19 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Кольского района № 32/2 от 25 мая 2005 г., администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района 5/7 от 22 декабря 2016 г., Управление образования администрации Кольского района является структурным подразделением администрации Кольского района, органом администрации Кольского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования (пункты 1.2, 2.1).

Предметом деятельности Управления образования является решение вопросов местного значения в сфере образования, отнесенных к компетенции муниципального образования Кольский район законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, решениями и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Кольский район (пункт 3.1).

К основным целям Управления образования относятся, в том числе, осуществление полномочий администрации Кольского района в сфере образования (пункт 3.2.1).

Согласно пункту 3.3 Положения для реализации предмета и основных целей, предусмотренных Положением, Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; разрабатывает предложения по формированию бюджета Кольского района в части расходов на образование; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными образовательными учреждениями муниципальных заданий, представляет отчетность, связанную с исполнением бюджета (пункты 3.3.2, 3.3.19, 3.3.20, 3.3.21).

Материалами дела подтверждено, что финансовое обеспечение деятельности МБОУ «Шонгуйская СОШ» осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации Кольского района и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБОУ «Шонгуйская СОШ» на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением администрации Кольского района от 21 декабря 2020 г. № 1462 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Кольского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.

Согласно пунктам 1.3, 2.5 указанного Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Кольского района в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета Кольского района, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, в соответствующем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка. Размер субсидий определяется на основании документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, которые подтверждают потребность учреждения в запрашиваемых субсидиях, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете Кольского района на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных учредителю на соответствующий финансовый год.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – Управление образования администрации Кольского района, являющееся главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию спорных мероприятий на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиками возложенной на него судом обязанности в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

Доводы представителей ответчиков о предоставлении срока исполнения решения суда – 1 год со дня вступления в законную силу решения суда не обоснованы и не мотивированы. Ответчиками не предоставлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, затрудняющие или препятствующие исполнению решения суда.

В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» ***, Администрации Кольского района Мурманской области *** и Управлению образования администрации Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» обеспечить доступность для инвалидов здания по адресу: Мурманская область, Кольский район, нп.Шонгуй, ул.Комсомольская, д.11, а именно, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию Кольского района Мурманской области и Управление образования администрации Кольского района Мурманской области, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шонгуйская средняя общеобразовательная школа» на осуществление вышеуказанных мероприятий по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

***

***

Судья Н.П. Архипчук

2-225/2024 (2-2885/2023;) ~ М-2603/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Администрация Кольского района Мурманской области
Управление образования администрации Кольского района Мурманской области
МБОУ "Шонгуйская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Архипчук Наталья Петровна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024Дело оформлено
26.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее