Председательствующий: Жаргаковой Д.Е. Дело № 77-549(298)/2022
Р Е Ш Е Н И Е
02 августа 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Речуте Я.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе первого заместителя главы Большеуковского муниципального района Омской области Макарова С.А. на решение судьи Большеуковского районного суда Омской области от 28 июня 2022 года, которым постановлено:
«Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Левандовской А.М. от 14.04.2022 № Т-391, вынесенное в отношении первого заместителя главы администрации Большеуковского муниципального района Омской области Макарова С. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу первого заместителя главы администрации Большеуковского муниципального района Омской области Макарова С.А. без удовлетворения»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2022 года первый заместитель главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Макаров С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 рублей.
Как следует из постановления, в ходе проведенной в период с 21 марта по 18 апреля 2022 года в отношении администрации Большеуковского муниципального района Омской области проверки, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № <...>, собственником которого является Большеуковский муниципальный район, отсутствует специально оборудованная площадка и документы, подтверждающие вывоз отходов в 2020 году – истекшем периоде 2022 года. Кроме того, в обозначенный период, администрацией района не были предприняты меры по заключению договора на вывоз отходов.
Наряду с указанным, земельный участок не включен в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, а также не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером № <...> осуществляется хранение отходов производства и потребления, включая ТКО, не включенном в ГРОГО и Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области.
Указанное является нарушением требований ст. 1, п. п. 6, 7 ст. 12, п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 13.3, п. 1 ст. 13.4, 2.1, п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 14. Мая 2019 года № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов» (действовавшего на момент выявления административного правонарушения).
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для привлечения первого заместителя главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Макарова С.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Макаров С.А. обжаловал указанное постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе Макаров С.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Указывает, что судом не были приняты во внимание доводы заявителя о том, что ни Администрация района, ни ее должностные лица не являются субъектами административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в силу того, что органы местного самоуправления хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, не наделены полномочиями по организации в указанной сфере. Ссылается, что полномочия Администрации района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией органа местного самоуправления, неисполнение которых не охватывается диспозицией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Настаивает, что собственниками отходов, сбор, транспортирование и складирование которых на площадке временного накопление ТКО осуществляется ООО «Магнит», являются не Администрация района, а граждане и юридические лица, с которыми региональным оператором заключены соответствующие договоры.
Отмечает, что земельный участок, на котором региональным оператором осуществления накопление отходов, объектом размещения отходов не является, в связи с чем складирование отходов вне объекта размещения отходов не является их размещением.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пунктам 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, установленный пунктом 7 статьи 12 данного Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи.
До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 29 декабря 2018 года № АА-10-02-36/29634 «О направлении информации» использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм закона и разъяснений Росприроднадзора, использование объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с 2019 года до 1 января 2023 года возможно при условии включения их в установленном порядке в Перечень.
Судом установлено и следует из материалов дела, объект, на котором размещаются твердые коммунальные отходы не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Во включении в вышеуказанный Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации также было отказано.
Таким образом, свалка твердых коммунальных отходов на указанном выше земельном участке не имеет документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах размещение отходов на земельном участке, не внесенном в ГРОРО и не включенном в Перечень, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения вышеназванного правонарушения и виновность должностного лица Макарова С.А. подтверждаются: решением о проведении проверки от 21 марта 2022 года № 16, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 марта 2022 года, объяснением Макарова С.А., должностной инструкцией заместителя главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Макарова С.А., выпиской из ЕГРН и иными доказательствами.
Всем собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ни Администрация района, ни ее должностные лица не являются субъектами административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ признаются несостоятельными ввиду следующего.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 статьи 8 вышеназванного Федерального закона № 89-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
С учетом приведенных выше правовых норм, организация деятельности на земельном участке с кадастровым номером № <...>, собственником которого является Большеуковский муниципальный район, по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в данном случае относится к вопросам местного значения Большеуковского муниципального района.
Кроме того, пункт 12 статьи 6 Устава Большеуковского муниципального района Омской области относит к вопросу местного значения, решаемому органами местного самоуправления Большеуковского муниципального района на территориях сельских поселений, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с должностной инструкцией первого заместителя Главы Большеуковского муниципального района Омской области от 11 августа 2021 года на него возложены полномочия по создания правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное устойчивое функционирование организаций жилищно-коммунального комплекса на территории Большеуковского муниципального района; участие в разработке договоров и соглашений Большеуковского муниципального района в сфере строительства и ЖКХ, анализ состояния жилищно-коммунального комплекса, в пределах компетенции.
В Администрации Большеуковского муниципального района лица, ответственного за соблюдение законодательства об охране окружающей среды, не имеется, в связи с чем указанные полномочия, в том числе, по вопросам взаимодействия с ООО «Магнит» в сфере образования отходов производства и потребления возложены на отдел строительства и ЖКХ Администрации Большеуковского муниципального района, курирование деятельности которого осуществляет первый заместитель главы Администрации муниципального района Макаров С.А.
Исходя из изложенного, районный судья пришел к обоснованному выводу, что ответственным должностным лицом Администрации Большеуковского муниципального района Омской области допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, так как отходы потребления располагаются на территории Большеуковского муниципального района, в отношении объекта для накопления ТКО, Администрацией не было принято мер по заключению муниципальных контрактов, связанных с содержанием и обслуживанием существующего полигона, не исполнены обязанности по его внесению в ГРОРО и в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов.
Довод заявителя о том, что собственниками отходов являются не Администрация района, а граждане и юридические лица, с которыми региональным оператором заключены соответствующие договоры, не имеет правового значения для рассматриваемого дела, так как основанием для привлечения должностного лица явилось непринятие надлежащих мер по организации деятельности в области обращения с отходами, обусловливающих в последующем заключение региональным оператором с гражданами соответствующих договоров.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░