Дело № 2-187/2023 13RS0011-01-2023-000171-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 21 марта 2023 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Былкиной Н.А.,
с участием в деле:
прокурора – старшего помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкина Сергея Викторовича,
истца – ФИО1,
ответчика Маметьевой Елены Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Маметьевой Елене Александровне о компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Маметьевой Е.А. о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что 13.07.2022 г. в 16 часов 30 минут около дома № по <Адрес> ответчик Маметьева Е.А. совершила в отношении истца иные насильственные действия, а именно аэрозольным баллончиком распылила слезоточивый газ в лицо. Своими действиями Маметьева Е.А. причинила истцу физическую боль и телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 16.01.2023 г. Маметьева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), её назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Противоправные действия Маметьевой Е.А. негативно отразились на эмоциональном состоянии истца, наряду с физической болью истец ощущает стойкое чувство беспокойства, обиды, беспомощности и стыда за своё бессилие. Нахождение истца в состоянии неприятных эмоциональных переживаний сопровождалось раздражительностью, постоянной усталостью, сонливостью, снижением внимания и ухудшением памяти.
Просит взыскать с ответчика Маметьевой Е.А. в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске. По обстоятельствам дела пояснила, что 13 июля 2022 г. истец возвращалась домой с работы, ответчик Маметьева Е.А. стала кричать истцу вслед «выходи поговорим», истец не реагировала на данные высказывания. Затем истец вышла на улицу, ответчик ждала её у калитки её забора и сразу распылила с лицо ФИО1 слезоточивый газ. Истец почувствовала жжение на лице. Сын истца вызвал скорую помощь и полицию. На машине скорой медицинской помощи истца доставили в ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская районная больница», где оказали первую медицинскую помощь. От госпитализации истец отказалась и вернулась домой. После произошедшего у истца длительное время от полученного ожога болело лицо, что одновременно с переживаниями о случившемся отразилось на ухудшении сна. Кроме того, она стала плохо видеть, участились скачки давления, ухудшилась память.
В судебном заседании ответчик Маметьева Е.А. исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств причинения морального вреда. Представлен отзыв на исковое заявление.
В своём заключении прокурор Лисюшкин С.В. полагал заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статей 8, 307, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом. К числу таких оснований законом отнесено и причинение одним лицом вреда другому лицу, порождающее деликтное обязательство, в силу которого вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, хотя обязанность по его возмещению может быть возложена законом и на лицо, не являющееся причинителем вреда. Размер ответственности непосредственного причинителя вреда законом не лимитирован.
Из имеющейся в материалах дела копии постановления мирового судьи судебного участка № 2 Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 16.01.2023 г. следует, что Маметьева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 КоАП РФ, за которое ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
Фактические обстоятельства дела, установленные постановлением мирового судьи, свидетельствуют о том, что 13 июля 2022 г. в 16 часов 30 минут у дома № по <Адрес>, Маметьева Е.А. совершила иные насильственные действия в отношении ФИО1, а именно: аэрозольным баллончиком распылила слезоточивый газ в лицо последней, причинив ей физическую боль и телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяния лица, в отношении которого вынесено постановление.
Следовательно, исходя из положений указанной нормы процессуального закона, суд при рассмотрении настоящего иска не вправе входить в обсуждение вопроса о доказанности самого факта (события) распыления Маметьевой Е.А. газа в лицо ФИО1 и причинения ей этим физической боли, и доказанности вины Маметьевой Е.А., а должен разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, оценивая данную ситуацию, суд на основании сведений, содержащихся в постановлении мирового судьи, также признает установленным, что неправомерные действия Маметьевой Е.А. состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившими за ними последствиями в виде причинения потерпевшей ФИО1 физической боли.
В силу указанного, суд соглашается с доводами истца о том, что происшествие, повлекшее причинение ей физической боли, сопряженной с нравственными страданиями, является случаем, порождающим право требования и получения от ответчика Маметьевой Е.А. компенсации морального вреда.
Доводы ответчика Маметьевой Е.А. о том, что она оборонялась от нападения со стороны ФИО1, в связи с чем оснований для возмещения морального вреда не имеется, судом признаются несостоятельными, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждены.
При определении размера суммы компенсации морального вреда, суд учитывает правила статей 151, 1101 ГК РФ, согласно которым компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и при определении ее размеров суд, в случае наступления ответственности при наличии вины, должен принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также руководствоваться критериями разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» было разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Фактические последствия вышеуказанных действий Маметьевой Е.А. для здоровья ФИО1, установленные постановлением мирового судьи, заключаются в том, что у ФИО1 при её осмотре в ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская районная больница» констатирован химический ожог. Аналогичные сведения отражены в справке заведующего ОСМП ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская РБ» от 01.03.2023 г., а также Журнале учета приема и отказов в госпитализации за 2022 год.
На основании изложенного суд признает доказанным, что истец ФИО1 действительно испытывала физические страдания, которые заключались в болевом синдроме, психологической депрессии, а также нравственные, обусловленные чувством сложившейся несправедливости и переживаниями о случившемся.
Учитывая изложенное, характер физической боли, причиненной ФИО1, негативные последствия, сопровождающиеся вынужденными ограничениями в привычном образе жизни, наличие у ответчика на иждивении ребенка-инвалида, а также установление инвалидности супругу ответчика, суд с учетом требований разумности и справедливости приходит к выводу о том, что в счет компенсации морального вреда может быть присуждена сумма в размере 10 000 рублей. Оснований для компенсации морального вреда в большем размере судом не установлено. Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Маметьевой Елене Александровне о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Маметьевой Елены Александровны (ИНН №) в пользу Акшаевой Ольги Анатольевны (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем объеме истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Е.А.Пивкина
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2023 г.
Председательствующий Е.А.Пивкина