Дело № 12-17/2024г.
УИД: 05RS0043-01-2024-000294-45
Решение
именем Российской Федерации
7 мая 2024 года с.Тарумовка
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Багандова Ш.М.,
при секретаре судебного заседания- Новохатской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Ш.Р.Г. на протокол государственного инспектора ТОГАНД по РД МТУ Ространснадзора по СКФО М.Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении совершенном Ш.Р.Г., предусмотренном ч. 1 ст.11.23 КоАП РФ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении вынесенным государственным инспектором ТОГАНД по РД МТУ Ространснадзора по СКФО М.Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ №, Ш.Р.Г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей, за то, что водитель Ш.Р.Г. на автомашине «Вольво» регистрационный знак № с прицепом с регистрационным знаком № осуществлял деятельность по перевозке грузов с нарушением установленного правила, а именно с нарушением правил использования тахогрофа (отказ водителя предоставить шайбы тахографа).
Не согласившись с указанным постановлением и протоколом об административном правонарушении Ш.Р.Г. обратился с жалобой, в которой просил признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными, не обоснованными и отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал, что ДД.ММ.ГГГГ на СПВК «Кочубей» 269 км. ФАД «Астрахань-Махачкала» он был остановлен государственным инспектором ТОГАНД по РД МТУ Ространснадзора по СКФО М.Г.М. и в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, ссылаясь на то, что им осуществляется перевозка грузов с нарушением установленного правила, а именно с нарушением правил использования тахогрофа (отказ водителя предоставить шайбы тахографа).
Постановление по данному протоколу он не получал, но на странице личного кабинета сайта Госуслуг появилось постановление о наложении на него штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, со скидкой на 50 % на оплату в течение 20 дней.
Ссылки на то, что по данной статье может наступить ответственность за отказ от предоставления шайб тахографа, КоАП РФ не содержит.
Административная ответственность за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Государственным инспектором не было принято во внимание то, что у него имеется тахограф, он находился в исправном состоянии согласно сертификату настройки тахографа. Основания для привлечения к административной ответственности у государственного инспектора не имелись.
Считает, что должностным лицом не были соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ и не в полном объеме были исследованы все обстоятельства дела.
Просит суд признать протокол от ДД.ММ.ГГГГг. № и постановление от ДД.ММ.ГГГГг. № незаконными, не обоснованными и отменить, а производство по делу прекратить.
В судебное заседание Ш.Р.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, указав в своем жалобе о рассмотрении судом жалобы без его участия.
В судебное заседание должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, от него заявления, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу приведенных выше норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление.
Поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и должностное лицо административного органа надлежащим образом извещены судом о месте и времени рассмотрения жалобы, полагаю возможным рассмотрение дела в отсутствие названных участников процесса.
Изучив жалобу Ш.Р.Г., истребованный административный материал, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта, исследуются иные доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, помимо прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 этой статьи (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 26 октября 2020 г. № 438 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, далее Порядок), согласно пункту 2 которого этот порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе оснащения транспортного средства тахографом производится: 1) установка тахографа, сведения о модели которого в соответствии с Правилами использования учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов; 2) активизация тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства; 3) настройка тахографа; 4) опломбирование тахографа.
Приказом Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Согласно пункту 1 Приложения № 2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами» к данному приказу оснащению тахографами подлежат: грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; транспортные средства категорий № 2 и № 3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Основанием для привлечения Ш.Р.Г. постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ на СПВК «Кочубей» 269 км. ФАД «Астрахань-Махачкала» водитель Ш.Р.Г. на автомашине «Вольво» регистрационный знак № с прицепом с регистрационным знаком № осуществлял деятельность по перевозке грузов с нарушением установленного правила, а именно с нарушением правил использования тахогрофа (отказ водителя предоставить шайбы тахографа).
Привлекая Ш.Р.Г. к административной ответственности за отказ предоставить шайбы тахографа, государственным инспектором действия Ш.Р.Г. квалифицированы по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, за совершение которого Ш.Р.Г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Однако с таким решением согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как исходит из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований ст. 26.11 КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно статье 28.1 вышеуказанного Кодекса одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указание Ш.Р.Г. в жалобе о том, что санкцией ст. 11.23 ч. 1 КоАП РФ за отказ от предоставления шайб тахографа административная ответственность не предусмотрена, являются верными.
Так согласно пункту 12 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства (Приложение № 3 к Приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440) предусмотрено, что водителям запрещается: 1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом; 2) использование тахографа без карты водителя; 3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился; 4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации; 5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечне сведений о моделях тахографов; 6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации; 7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя; 8) использование тахографа, сведения о результатах проверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака проверки и (или) оформленного свидетельства о проверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком проверки, с не истекшим сроком действия.
Из представленной копии Сертификата настройки тахографа, следует что ООО «ФТ Телематика» в лице А.С.Я. произведена настройка Тахографа транспортного средства «Вольво» с государственным регистрационным знаком О 745 АУ 05. Произведена калибровка и на тахографе установлены пломбы. Дата следующей калибровки ДД.ММ.ГГГГ
Привлекая Ш.Р.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, инспектор должен был исходить из пункта 12 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства (Приложение № 3 к Приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440).
Вместе с тем, в нарушении ст.ст. 24.1 26.1 КоАП РФ, инспектором не в полном объеме были исследованы все обстоятельства дела, а то обстоятельство (отказ от предоставления шайб тахографа) что послужило основанием привлечения Ш.Р.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, являются не верными.
Из представленных материалов дела, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении в отношении Ш.Р.Г., были нарушены требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все имеющиеся доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не дана объективная и правильная оценка обоснованным доводам заявителя, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, неправильно применены нормы КоАП РФ.
Хотя Ш.Р.Г. вменяется вину в совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, однако все доказательства и материалы дела в совокупности объективно и достоверно не подтверждают названный факт, поэтому в рассматриваемом случае должностное лицо пришел к ошибочному выводу о доказанности факта наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.23 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, то есть, как следует из содержания и смысла изложенной нормы, бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностного лица, осуществляющего производство по делу.
Учитывая изложенное и отсутствие в деле доказательств, позволяющих достоверно установить факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, прихожу к выводу, что вина Ш.Р.Г. в совершении указанного административного правонарушения материалами дела не доказана.
Также из исследованного протокола об административном правонарушении следует, что указано место рассмотрения административного протокола, а не указано время рассмотрения.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые протокол государственного инспектора ТОГАНД по РД МТУ Ространснадзора по СКФО М.Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ш.Р.Г. нельзя считать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Протокол государственного инспектора ТОГАНД по РД МТУ Ространснадзора по СКФО М.Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении в отношении Ш.Р.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.23 КоАП РФ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении Ш.Р.Г. административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей - отменить, производство по данному делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица, жалобу заявителя Ш.Р.Г. - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Тарумовский районный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Тарумовского районного суда РД Ш.М.Багандов