Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9456/2020 от 18.08.2020

Судья: Асабаева Д.Т. адм. дело N 33А-9456/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2020 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего -Лазаревой М.А.,

судей -Неугодникова В.Н.,Навроцкой Н.А.,

при секретаре -Туроншоевой М.Ш.,

с участием прокурора – Семдяновой Я.Ю..

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лайшева Р.Р. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 августа 2020 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Лайшева Р.Р. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия,

установила:

Лайшев Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

В обоснование заявленных требований указал, что решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 02 августа 2020 г. (с учётом решения от 03 августа 2020 г. о внесении изменений в решение от 02 августа 2020 г. ) Лайшеву Р.Р., выдвинутому Самарским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 4 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с тем, что кандидатом представлены документы, оформленные с нарушением требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Считает, что у территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку им представлены все необходимые для регистрации документы в установленный законом срок до заседания Комиссии.

Ссылаясь на нарушение своих прав, Лайшев Р.Р. просит суд признать решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 02 августа 2020 г. №38/10 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лайшева Р.Р.» незаконным; обязать территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва зарегистрировать Лайшева Р.Р. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №1, выдвинутого Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; обратить решение суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

Решением Октябрьского районного суда Самарской области от 11 августа 2020 года в удовлетворении требований Лайшева Р.Р. отказано.

В апелляционной жалобе Лайшев Р.Р. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В суде апелляционной инстанции Лайшев Р.Р. и его представитель по доверенности Муртазин В.В. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Председатель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Самары Терентьев С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия полагает следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").

На основании части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

В силу пункта 13 статьи 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Материалами дела установлено, что решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 23 июня 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу №1 на 13 сентября 2020 г.

Указанное решение опубликовано 27 июня 2020 г. в «Самарской газете» №130 (6567).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», выдвижение кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями осуществляется на съезде политической партии (конференции или общем собрании ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Установлено, что постановлением конференции Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 04 июля 2020 г. Лайшев Р.Р. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №1.

Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону;

2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом;

3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;

4) документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, предусмотренный частью 5 статьи 34 настоящего Закона (в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу);

5) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4-7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

Судом установлено, что 04 июля 2020 г. избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» представлены документы на выдвижение списка кандидатов, в котором по округу №1 значился Лайшев Р.Р.,в перечень документов входило заявление Лайшева Р.Р. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

18 июля 2020 г. Лайшевым Р.Р. в Комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, выдвинутого избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №1, а именно:

копия паспорта гражданина Российской Федерации (или отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) кандидата или документа, заменяющего паспорт Российской Федерации, заверенная кандидатом;

копия документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о профессиональном образовании, заверенные кандидатом;

сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместно собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о чем свидетельствует письменное подтверждение о приеме документов (время окончания приёма документов 15 час. 45 мин.).

Установлено, что 24 июля 2020 г. Лайшев Р.Р. представил в территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, а именно:

документ, подтверждающий открытие специального избирательного счёта избирательного фонда кандидата;

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, либо уведомлении кандидата об отсутствии изменений в указанных данных.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» непосредственно при приеме документов, окружной комиссией не осуществляется проверка представленных на выдвижение и регистрацию документов от кандидатов.

Затем, после осуществления проверки представленных документов, Комиссией установлено, что кандидатом Лайшевым Р.Р. представлены документы, оформленные с нарушением требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Так, в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о профессиональном образовании (Лайшев Р.Р. является студентом второго курса, а в заявлении указал, что имеет неполное высшее образование, имеющееся только с третьего курса), и в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах указаны разные номера ИНН.

Установлено, что вышеизложенные обстоятельства, Лайшевым Р.Р. не оспариваются.

30 июля 2020 г. территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области принято решение №26/05 «Об извещении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Лайшева Р.Р., Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»..., о выявленных недостатках в представленных для уведомления и его выдвижении и (или) регистрации документах», приложением к которому является извещение кандидата о выявленных недостатках в представленных документах и сроке устранения выявленных недостатков.

Извещение вместе с копией решения вручены Лайшеву Р.Р. под роспись 30 июля 2020 г. в первой половине дня, что усматривается из материалов дела, а также не отрицается административным истцом.

В силу части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2-5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

С учетом изложенных норм права, Лайшев Р.Р. вправе был вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее 01 августа 2020 г.

Установлено и подтверждено материалами дела, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, что уведомление об уточнении сведений в документы, содержащие сведения о кандидате в депутаты подано Лайшевым Р.Р. 02 августа 2020 г. - начало приема документов 17 час. 03 мин., время окончания приема документов 17 час. 06 мин., т.е. с нарушением сроков, установленных как в извещении от 30 июля 2020 г., так и в части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для 'уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.

В пункте 4 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. №142 ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.

Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 02 августа 2020 г. (с учётом решения от 03 августа 2020 г. о внесении изменений в решение от 02 августа 2020 г. ) Лайшеву Р.Р., выдвинутому Самарским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 4 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с тем, что кандидатом представлены документы, оформленные с нарушением требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 02 августа 2020 г. (с учётом решения от 03 августа 2020 г. о внесении изменений в решение от 02 августа 2020 г. ) об отказе Лайшеву Р.Р. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по указанным в нём мотивам.

Доводы Лайшева Р.Р. об устранении в порядке Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», указанных недостатков 02 августа 2020 г. в 17 час. 06 мин. и отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата, как верно указал суд первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, что с учетом требований части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», Лайшев Р.Р. вправе был вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии.

Решение о назначении выборов депутатов опубликовано 27 июня 2020 г., следовательно, ко 02 августа 2020 г. истекли установленные ч.1 ст.35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации, а также устранения недостатков в этих документах. На день, предшествующий заседанию избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации Лайшева Р.Р., указанные избирательной комиссией недостатки устранены не были.

Ссылки Лайшева Р.Р. на то, что подача уведомления об уточнении сведений о себе не 01 августа 2020 г., как требовала избирательная комиссия, а 02 августа 2020 г., обусловлена наличием уважительных причин, а именно: обращением 31 июля 2020 г. за медицинской помощью в <данные изъяты>», где ему врачом рекомендован постельный режим, в том числе в условиях пандемии, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» Лайшев Р.Р. имел возможность предоставить документы не лично, а через доверенное лицо.

Каких–либо доказательств невозможности предоставить в территориальную избирательную комиссию уведомления об уточнении сведений о кандидате через иное лицо, Лайшевым Р.Р. не представлено, а также не представлено сведений об отсутствии возможности известить административного ответчика о болезни кандидата посредством электронной, телефонной связи.

Довод Лайшева Р.Р. и его представителя в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции о несущественности замечаний, выявленных административным ответчиком к предоставленным кандидатом документам, не основан на Законе, который не предусматривает критериев, по которым те или иные недостатки могут оцениваться как существенные или несущественные.

Позиция Лайшева Р.Р. о том, что территориальная избирательная комиссия имела возможность рассмотреть вопрос о его регистрации в депутаты 03 августа 2020 г., как правильно указал суд первой инстанции, основана на ошибочном толковании норм избирательного законодательства, поскольку положения части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», устанавливающие срок для предоставления кандидатом в депутаты в соответствующую окружную избирательную комиссию необходимых документов, носят императивный характер.

Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что изменения в решение территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2020 г. которые внесены 03 августа 2020 г. в отсутствии извещения Лайшева Р.Р., не свидетельствует о нарушении его прав и о незаконности оспариваемого решения, поскольку ни положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», не устанавливают обязанность территориальной избирательной комиссии извещать кандидатов о рассмотрении вопросов об исправлении технических ошибок в принятые решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Лайшевым Р.Р. требований, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделан на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Судебная коллегия, обсуждая доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

Само по себе несогласие административного истца с выводом суда первой инстанции не свидетельствует о незаконности решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лайшева Р.Р. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 августа 2020 года.

Председательствующий –

Судьи -

33а-9456/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Самары
Лайшев Р.Р.
Ответчики
Территориальная избирательная комисиия Октябрьского района г. Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района
Другие
Зоркина М.В.
Поцелуева Л.И.
Муртазин В.В.
Самарское областное отделение политической партии Коммунистическая партия РФ
Терентьев С.А.
Яндуков Е.А.
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее